НовостиПишите намПоискАрхив

ГОТОВЫ К ОБОРОНЕ!
Царская охрана осваивала «гимнастику на машинах» и труды Карла Маркса
Профессиональная подготовка в деятельности сотрудников госохраны всегда играла особую роль: ведь от ее качества напрямую зависит жизнь и здоровье первых лиц страны. В этом году исполняется 70 лет со дня образования первого самостоятельного подразделения в структурах профподготовки ФСО России. Но принципы отбора кадров и схемы их обучения в органах государственной охраны начали зарождаться значительно раньше – еще в XIX веке. При этом требования, предъявляемые к сотрудникам, неоднократно видоизменялись и дополнялись новыми. Наиболее примечательные из них мы предлагаем вашему вниманию.


В 1828 году значительным событием в формировании нарождавшейся системы государственной охраны стало создание первого профессионального постоянно действующего специального подразделения, предназначенного для охраны императора, - Собственного Его Императорского Величества конвоя. Николай I лично вносил правки в краткие правила строевой службы для иррегулярного войска в части, касающейся Собственного конвоя. Постепенно сложилась традиция пополнения Собственного конвоя, которая сохранялась вплоть до 1914 г.

Попасть в конвой было непросто. Офицеры объезжали казачьи терские и кубанские станицы, предварительно опросив казаков конвоя по поводу достойных из своих станиц. Атаман и старики представляли молодых казаков, готовых к действительной службе. Кандидаты в элитное подразделение должны были иметь определенный рост - 2 аршина 8 вершков (около 177 см), а также знать грамоту, отличаться сообразительностью и уметь ладить с окружающими. Перед поступлением на службу казаки обязательно проходили строевую и медицинскую комиссию.

Подготовка казаков конвоя имела ряд особенностей. Например, они должны были не только отлично ездить верхом, но и владеть приемами вольтижировки (комплекс специальных гимнастических упражнений, который выполняют на лошади, движущейся на различных аллюрах – шагом, рысью или галопом – прим. ред.). Кроме того, требовалось уметь прыгать на лошади через соломенный барьер в один аршин и четыре вершка (около 90 см) и через глубокую канаву шириной в один аршин (71 см). В плане физической подготовки казаков существовали определенные нормы: выполнить ряд упражнений, пробежать две версты и взобраться на гладкий ствол.

Служба в конвое была довольно тяжелой. За малейшую провинность следовало неотвратимое наказание. Самым позорным из них считалось отчисление из конвоя. Если такое случалось, в штаб войска сразу же отправляли телеграмму, благодаря чему о случившемся узнавала не только родная станица казака, но и вся округа. Провинившийся лишался ощутимых льгот, на которые мог рассчитывать по окончании службы. А казаков с его родины в течение нескольких лет не принимали в состав конвоя. Правда, случаи увольнения из этого подразделения были большой редкостью. Тем, кто служил без нареканий, при смене конвоя через четыре года вручали царский знак «За службу в моем Конвое».

Принципы подготовки сотрудников Дворцовой полиции, которая с 1884 г. занималась обеспечением безопасности императора и его семьи и являлась одним из ключевых подразделений государственной охраны, уже придавали этому подразделению некоторые черты спецслужбы. Личный состав Дворцовой полиции комплектовался из людей, имеющих определенный военный опыт - отставных фельдфебелей, унтер-офицеров и вахмистров гвардии и всех родов войск. Сотрудники постоянно совершенствовали свои навыки в стрельбе, знакомились с тонкостями несения службы на разных объектах и задержания нарушителей. Интересно, что существовала и специальная подготовка - агенты Дворцовой полиции проходили обучение способам самозащиты джиу-джитсу.

Состав еще одного подразделения, входившего в систему государственной охраны в тот период - Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка, которое занималось обеспечением охраны всех мест пребывания императора, также комплектовался из тех, кто отличился на военной службе. Он пополнялся лучшими, в смысле политической благонадежности, офицерами, а солдаты попадали в эту воинскую часть только после тщательной личной проверки. Руководство Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка и император требовали, чтобы чины полка имели «молодцеватый внешний вид». Кроме того, они должны были отличаться образцовым знанием службы и умением быстро и толково отвечать на вопросы. Ну и конечно, показывать достойные результаты в стрельбе из штатного оружия: ежегодно для тренировок отпускалось по 60 боевых и 70 холостых патронов в расчете на одного солдата.

Стоит отметить, что в функции Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка входило не только наблюдение за помещениями дворца и районами царских прогулок, но и за дворцовой прислугой и за всеми визитерами.

Одним из первых, кто придал профессиональной подготовке сотрудников органов государственной охраны системный подход, стал А.И. Спиридович, руководивший Особым отрядом охраны. Задачей этого подразделения, созданного в январе 1906 г., было обеспечение физической безопасности царя при выездах за территорию дворцовых резиденций.

Понимая, что одними дисциплинарными методами от вчерашних армейских и жандармских унтер-офицеров четкого выполнения своих служебных обязанностей не добиться, А.И. Спиридович разработал систему их физической подготовки, повышения общеобразовательного и культурного уровня, воспитательных мероприятий. Расписанием занятий в командах Охранной агентуры, подведомственной Дворцовому коменданту, предусматривались: «гимнастика на машинах (спортивных снарядах – ред.), проверка знаний Инструкций Охранной службы, теория филерского наблюдения, словесный портрет, сведения об оружии и стрельба, история революционного движения, чтение планов и карт, отечествоведение, русский язык, русская история. Занятия с понедельника по субботу включительно с 8 до 11.30 ч. ежедневно, 1 раз в неделю духовная беседа».

Примечательно, что в подразделении была создана бесплатная библиотека для сотрудников, в которой А.И. Спиридович видел своеобразный центр «политико-воспитательной работы личного состава». По этой причине закупка литературы осуществлялась исключительно в соответствии с его рекомендациями и указаниями. Наряду с художественной литературой (преимущественно русская классика) и книгами по различным областям знаний, библиотекой приобретались наиболее популярные периодические издания. Особое место занимали издания по служебному собаководству, а в связи с сопровождением царя в финские шхеры – путеводители, карты, географические брошюры по Финляндии и русско-финские разговорники. Так, только в сентябре 1908 г. в разных магазинах было приобретено 100 наименований книг на сумму 473 рубля 19 копеек. В военное время библиотека стала закупать литературу по военной и патриотической проблематике, включая брошюры и книги о Германии.

По инициативе А.И. Спиридовича библиотека пополнялась произведениями «пролетарского писателя» Горького, демократа Чернышевского, марксиста Плеханова, Карла Маркса. Особое внимание жандармский полковник уделял, естественно, полицейско-охранной и розыскной тематике. Его склонность к анализу успехов и поражений охранки привела к тому, что он одним из первых стал заниматься историей революционного движения в России. Один из авторов, видимо, лично знавший руководителя Особого отряда охраны, писал: «Из всех охранников знал хорошо освободительное движение России, понимал создавшееся положение и предвидел революцию один Спиридович… Этот жандарм понимал, что развитые агенты более полезны делу сыска. Он стремился поднять уровень их знаний, для чего составил при своем управлении значительную библиотеку».

Органы государственной охраны, которые сменили царские после революции 1917 года, в вопросах подбора и подготовки сотрудников сразу же столкнулись с трудностями. Власть категорически отрицала всякую преемственность с деятельностью Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, других бывших правоохранительных органов и поэтому исключала возможность использования их сотрудников, а также форм и методов борьбы с политическими противниками.

В системе подбора кадров образованной 20 декабря 1917 года Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) особое внимание уделялось социальному происхождению сотрудников - предпочтение отдавалось пролетарскому. Важное значение придавалось таким личностным свойствам, как честность и скромность. Однако идейно-политические качества имели решающее значение, а безоговорочная поддержка политики большевистской партии и государства была обязательной. Прием сотрудников по принципу «главное – верность» сохранялся все годы Гражданской войны. Уже 21 февраля 1918 г. в ВЧК было решено «принимать партийных сотрудников, а беспартийных – как исключение. Все новые служащие и сотрудники должны проходить через контроль организационной комиссии».

Поскольку «преданных коммунистов, компетентных в работе», не хватало, Ф.Э. Дзержинский сформулировал один из главных критериев кадровой политики: «Если приходится выбирать между безусловно нашим человеком, но не совсем способным, и не совсем нашим, но более способным, у нас, в ЧК, необходимо оставить первого».

Серьезным шагом к созданию системы подготовки чекистских кадров стало открытие курсов ВЧК. Окончательное решение об этом было вынесено 24 мая 1918 г. На курсы принимались члены РКП(б) при наличии у них, «по крайней мере, начального образования». Все поступавшие должны были дать подписку прослужить в ЧК со дня поступления не менее 6 месяцев, «исполнять беспрекословно все распоряжения отделов и курсов, соблюдать революционную дисциплину и в исключительных случаях всецело отдавать себя в полное распоряжение ВЧК».

Срок обучения на курсах составлял всего три недели. Программа политической подготовки включала изучение следующих тем: «Классовая борьба», «Политические партии», «О государстве», «История рабочего движения», «Отделение церкви от государства». В плане военной подготовки изучались устройство патрона, полет пули, прививались навыки и умения прицельного заряжания и разряжания оружия, производства выстрела, приемы рукопашного боя. Программа специального образования включала: изучение роли ВЧК в революции, ее прав и обязанностей, взаимоотношений органов ВЧК с другими органами Советской власти.

В начале 1920х гг. система подготовки чекистов была пересмотрена – это было связано и с окончанием Гражданской войны, и с переходом к новой экономической политике. Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную чекистскую смелость и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела». На решение именно этой задачи в 20-е – 30-е гг. была направлена так называемая специальная (чекистская) подготовка.

В те годы существовал серьезный дефицит специальной учебной литературы и квалифицированных специалистов-педагогов. Поэтому был пересмотрен первоначальный подход к использованию опыта работы и специалистов дореволюционных правоохранительных органов. В качестве преподавателей на курсы ВЧК стали приглашать известных работников жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по «старорежимным» учебникам.

Одним из таких известных работников, кто принял предложение о сотрудничестве с ВЧК – ГПУ, был командир Отдельного корпуса жандармов, бывший московский губернатор генерал В.Ф. Джунковский. По утверждению писателя С.М. Голицына, сам генерал уже после освобождения рассказывал своим знакомым, что его вызвал к себе Ф.Э. Дзержинский и начал расспрашивать о том, как функционировала охрана Николая II. Поскольку В.Ф. Джунковский непосредственно занимался ее организацией, он по просьбе председателя ВЧК написал об этом подробную записку и с тех пор стал постоянно консультировать чекистов. Правда, эти консультации касались лишь сугубо технической стороны. Ему, как лояльному к власти, Советское правительство даже определило пенсию в размере 3270 рублей в месяц.

Более того - в основу деятельности ряда структур ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. Например, инструкция, принятая 1-й Всероссийской конференцией ВЧК и закрепившая основы работы наружного наблюдения, многое заимствовала из инструктивных документов филерской службы, в том числе организационные принципы, терминологию и конкретные методы работы.

На протяжении 1921 – 1928 гг. постоянно увеличивался срок обучения (с 3 месяцев до 1 года), чтобы дать курсантам лучшую общеобразовательную, фундаментальную подготовку.

13 июня 1938 г. были образованы первые специализированные подразделения, непосредственно занимавшиеся организацией и управлением профессиональной подготовкой сотрудников государственной охраны, – 7-е отделение и школа 1-го отдела ГУГБ НКВД СССР.

В интересах совершенствования профессиональной подготовки сотрудников охраны активно использовались учебники и учебные пособия, разрабатываемые, прежде всего, в Центральной школе НКВД. Во второй половине 1930х гг. появились первые учебники, в которых теоретическая часть приобретала более системный и дидактический характер. Так, к 1937 г. были подготовлены учебники «Борьба с германской разведкой», «Учет, регистрация и контроль», «Наружное наблюдение», материалы по истории ВЧК – НКВД. Для централизации всей работы по подготовке учебников и учебных пособий в феврале 1937 г. непосредственно при наркоме внутренних дел создается Особое бюро, состоявшее из двух отделений и издательско-технической группы.

В 1950-е гг. статус основной кузницы офицерских кадров для госбезопасности заметно вырос – она стала высшим учебным заведением. Слушательский состав Высшей школы КГБ при СМ СССР комплектовался за счет работников органов государственной безопасности, отвечавших по своей общеобразовательной подготовке условиям приема в высшие учебные заведения и имевших стаж практической работы в органах государственной безопасности не менее 3-х лет. Правовое положение слушателей и профессорско-преподавательского состава Школы было приравнено к правовому положению личного состава высших военных учебных заведений.

В последующие годы система подготовки сотрудников государственной охраны постоянно совершенствовалась: появлялись новые угрозы, требовавшие выработки соответствующих мер противодействия, нарастала динамика внешнеполитических контактов руководства страны, что также оказало влияние на возникновение иных подходов в профессиональной подготовке. Ее формы и методы продолжают развиваться и дополняться и сейчас в соответствии с возникающими вызовами времени.

Автор - В.Богомолова и А.Марков.     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©