НовостиПишите намПоискАрхив

ВОТ ТАКИЕ ГАРАЖИ
О чем рассказывают документы уникального музея
Чуть больше года назад Гараж особого назначения отметил 100-летний юбилей с момента создания его предшественника – Собственного Его Императорского Величества гаража.

По инициативе заместителя начальника 9-го Управления КГБ СССР Бориса Матвеевича Клена (с 1968 по 1975 гг. – начальник ГОНа) многочисленные свидетельства уникальной истории подразделения было решено собрать воедино, и в 1977 году появилась комната истории гаража. Усилиями сотрудников ГОНа были собраны интереснейшие экспонаты, документы и фотоматериалы, посвященные созданию и развитию подразделения, проведена большая работа по подготовке и оформлению стендов, витражей. Ни одно подразделение 9-го Управления КГБ СССР не могло на тот период похвастаться подобным музеем.

На сбор материалов было потрачено много сил и времени: снимки брали в ТАССе, обращались за материалами в Министерство обороны и в гараж Совмина СССР. Работать приходилось после смены в свободное от службы время, своими руками создавая экспозицию.

Первые фотографии в музее появились от Степана Гиля – шофера В.И. Ленина и первого начальника гаража. А первой зарубежной командировкой водителей ГОНа, зафиксированной на стендах, была Тегеранская конференция 1943 года. Начиная с визита в Хельсинки в 1973 году, где проходило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, сами сотрудники стали привозить фотоматериалы – их также можно увидеть в музее.

В создание экспозиции внесли свой вклад многие водители ГОНа, в разное время обслуживавшие первых лиц государства, но есть материалы, которые, в силу своей давности и уникальности, вызывают особый интерес. К примеру, шофер Ф.Э. Дзержинского Тихомолов подарил карандашную записку от своего шефа, которая сохранилась у него с 1923 года: «Тов. Тихомолову. Отвезите тов. Руденко куда укажет, и обождите. Привезите обратно ко мне, а потом на вокзал. Ф.Дзержинский», - говорится в ней.

Среди прочих интересных документов музея нельзя не упомянуть технический паспорт автомобиля «Форд» 1938 года выпуска или журнал технического состояния автомобиля ЗИС за 1942 год. Такие журналы заводились на каждую машину, и в них отмечались все проверки технического состояния автомобиля, осуществляемые комиссией, в состав которой входили представители эксплуатации и авторемонтной мастерской. Аналогичные журналы ведутся в гараже и сегодня.

Еще один примечательный документ свидетельствует о том, что нарушать скоростной режим в конце 30-х годов запрещали даже сильным мира сего. Это черновик постановления о тов. Микояне от 20 декабря 1939 г., который гласит: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80 - 100 км/ч. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50 - 60 км/ч». Проследить за исполнением предлагается «тов. Власику», внизу подписи: «Сталин, Ворошилов, Берия, Каганович, Молотов».

На витринах музея можно увидеть любопытные технические приспособления – к примеру, хромированный спецсигнал, внешне напоминающий музыкальный инструмент тромбон - его устанавливали на автомобили ЗИС, обслуживавшие членов Политбюро. Рядом расположился тахометр 1941 года выпуска производства завода «Молодой ударник». Есть и чудом сохранившаяся банка с американским моторным маслом «Veedol», которое использовали еще в далекие 1920-е годы на автомобилях «Паккард». В экспозиции имеется и множество других любопытных инструментов и приспособлений, в разное время использовавшихся в работе сотрудниками авторемонтной мастерской гаража.

Многие моменты из истории ГОНа запечатлены на фотографиях, которых в музее огромное количество. Часть фотографий посвящена профессиональной подготовке водителей гаража, занятиям, тренировкам, соревнованиям. Три отдельных стенда выделены под фотоархив автомобилей, которые в разные исторические периоды находились в Гараже особого назначения. Эти снимки позволяют узнать, с чего начинался ГОН в начале XX века и какую эволюцию пережил за десятилетия своего существования, как менялся модельный ряд автомобилей и каким маркам отдается предпочтение сегодня. Масса фотографий посвящена работе сотрудников гаража в служебных командировках, как на территории страны, так и за рубежом. Это и «заоблачный» обед водителей гаража рядом со своими машинами во время перелета в Исландию, и работа в «горячих точках», и погрузка в эшелон при переброске техники железнодорожным транспортом в Санкт-Петербург, и множество других фотосвидетельств нелегкого труда сотрудников ГОНа.

Отдельный стенд рассказывает о 60-х годах XX века, которые принято называть эрой космонавтики. Именно в этот период произошло трагическое событие в жизни подразделения. В 1969 году при транспортном обслуживании экипажей космических кораблей Союз-4 и Союз-5 погиб сотрудник ГОНа Илья Ефимович Жарков. Его автомобиль был обстрелян при въезде кортежа с космонавтами в Кремль через Боровицкие ворота. Ежегодно в день смерти Ильи Ефимовича ветераны и действующие сотрудники гаража собираются на его могиле, чтобы почтить память своего товарища.

Еще одна интересная часть музейной экспозиции – это подарки, сувениры, памятные знаки, которые в разное время вручались сотрудникам Гаража особого назначения. Их так много, что они едва умещаются на полках нескольких внушительных стеклянных витрин. Но есть среди прочих очень значимые и важные свидетельства – это слова благодарности за качественную работу от первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, теплые слова и наилучшие пожелания от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высокая оценка профессиональной деятельности от В.В. Путина.

В 2007 году проведена реконструкция комнаты истории. Изготовлены современные информационные стенды, витрины, в экспозицию добавлены новые документы, любезно предоставленные Государственным архивом Российской Федерации. Появился и новый экспонат – большой глобус. Изображенная на нем карта мира светится разноцветными точками – это выделены города и страны, по дорогам которых проехали колеса гоновских машин. 17 декабря 2007 года, спустя 30 лет после создания, состоялось торжественное открытие обновленного музея, на котором присутствовал директор Федеральной службы охраны России Е.А. Муров.

Подробно описать в одной статье все самое интересное, что можно увидеть в музее ГОНа, невозможно. За долгие годы здесь накопилось столько фотографий, документов и прочих свидетельств повседневной деятельности подразделения, что экспозицию приходится время от времени менять – в помещении уже не хватает места

В музее Гаража особого назначения нет недостатка и в посетителях – сотрудники ГОНа наведываются сюда довольно часто. Так, в музее проводятся встречи ветеранов с сегодняшним поколением гоновцев. Здесь же вручают погоны сотрудникам при присвоении первого и очередного офицерского звания. И отсюда начинают свой трудовой путь молодые сотрудники Гаража, только что влившиеся в коллектив: в музее ГОНа их поздравляют представители руководства и вручают письменное напутствие на будущее. Открыт музей и для представителей других подразделений Федеральной службы охраны – за короткий период с момента реконструкции его посетили несколько групп сотрудников.

Автор - подготовили В. Богомолова и А. Марков.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©