НовостиПишите намПоискАрхив

царский подарок
за что боярину милославскому достался дом в кремле?
Между Комендантской и Троицкой башнями Московского Кремля расположено любопытное старинное здание: в XVII веке здесь показывали пьесы для царя и его приближенных, в XIX столетии здесь жил комендант Кремля, а в XX - находились квартиры И.В. Сталина, А.В. Луначарского и Н.И. Бухарина. Речь идет о единственном сохранившемся в Кремле боярском жилом подворье - Потешном дворце.

Построен он был в 1652 году изначально как жилой дом для боярина И.Д. Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Для своего нового родственника российский самодержец денег не пожалел: у кремлевской стены появилось каменное здание в три этажа с хозяйственными пpистpойками и вместительными подвалами для хранения вина и продуктов, с небольшой нарядной церковью и комнатным садом. Талантливый зодчий, оставшийся неизвестным, сумел разместить на сравнительно небольшой площади все строения боярской усадьбы.

Боярин Милославский прожил здесь 16 лет. После его смерти здание было возвращено в дворцовое ведомство. В нем поселились члены царской семьи (царевны и вдовствующие царицы – прим. авт.), сам дворец был расширен и частично перестроен. Для царской семьи здесь стали устраиваться «потехи» — первые на Руси театрализованные представления. При дворце для этого содержали сказочников, песенников, гусельников, скрипочников. А к новоселью и сама царевна Софья здесь поставила пьесу о святой великомученице Екатерине. С этого времени палаты стали именоваться Потешным дворцом.

Строительство Потешного дворца стало одним из этапов развития гражданского каменного зодчества в Москве, получившего впоследствии массовое распространение. Отличительной особенностью планировки дворца является расположение в нем домовой церкви Похвалы Богородицы, возвышающейся над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны в виде машикулей (навесных бойниц, расположенных в верхних частях стен и башен средневековых укреплений – прим. авт.) на уровне парадного этажа держат алтарь церкви, что помогло избежать неправильного расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны выступает в качестве паперти.

Начиная с конца XVII века в Потешном дворце разместились стрельцы и переводчики из Посольского приказа. В 1806 году здание приспособили под жилье и канцелярию коменданта Москвы. По проекту перестройки запланировали упразднить церковь, а фасад, выходящий на вновь образованную Дворцовую улицу, превратить в главный, с одновременным обогащением внешнего облика здания и внутренних интерьеров модными псевдоготическими деталями.

В 1874 году под руководством архитектора Шохина зданию пытались вернуть исконно русские черты, однако это было всего лишь стилизацией.

Жилыми помещения в Потешном дворце были вплоть до 60-х гг. XX века. После 1918 года в разное время здесь находились квартиры членов большевистского правительства. В конце 1929-го здесь поселился Сталин. И здесь же, 9 ноября 1932 года, покончила жизнь самоубийством его жена – Надежда Аллилуева. Позже Сталин переехал в здание Совнаркома, где когда-то жил Ленин.

Комплексные научные исследования прошли лишь в начале 1970-х. Однако натурные работы в тот период затронули лишь незначительную часть памятника. Опубликованный проект воссоздания многоглавия дворцовой церкви имел широкую известность, но представить, что когда-нибудь он будет реализован, было невозможно.

В наши дни, в 2000 - 2004 годах на памятнике силами реставраторов и ученых были проведены работы по восстановлению отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца. Специалисты сделали здесь не одно удивительное открытие. Впервые они документально изучили и белокаменный кесонированный потолок, и орнаментальные росписи на стенах, и уникальную белокаменную резьбу наличников парадного этажа. По словам заместителя директора Центральных научных реставрационно-проектных мастерских, «резные сюжеты с изображением фантастических и реальных животных, птиц, цветов и даже турнира всадников, не знают аналогий в резном декоре памятников середины XVII века». По словам исследователей, принято считать, что палаты Милославского были возведены с оглядкой на государев Теремной дворец. Но, скорее всего, уникальные для России формы здания определились и благодаря собственным впечатлениям Ильи Дмитриевича от архитектуры Голландии, где он служил посланником.

Сейчас обновленный облик Патриаршего дворца со стороны Александровского сада могут оценить все желающие. Благодаря кропотливой многолетней работе художников и реставраторов, дворец обрел многие черты, присущие ему изначально, и входит в число ярких достопримечательностей Московского Кремля.

Автор - В создании материалов принимали участие С.В. ДЕВЯТОВ, А.С. Марков.     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©