НовостиПишите намПоискАрхив

дворец над москвой-рекой
здесь праздновали великую победу и первый полет в космос


В мае этого года состоится официальная церемония вступления в должность нового Президента России. Проходит эта процедура в одном из самых красивых и роскошных дворцов страны – Большом Кремлевском дворце. Мы постараемся приоткрыть его двери и, заглянув внутрь, посмотреть на его ошеломляющее своей красотой восхитительное и неповторимое убранство.

Большой Кремлевский дворец (БКД) расположен на высоком Боровицком холме. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Он выполняет функцию парадной резиденции главы государства. Здесь проходят церемонии вручения государственных премий, верительных грамот, а также праздничные приемы. В БКД Президент принимает иностранных гостей, прибывших в страну с государственными визитами. Различные помещения дворца также используются для важных рабочих встреч, проходящих с большим числом участников.

БКД построен в 1849 году по проекту архитектора К.А. Тона. Снаружи, со стороны Москвы-реки он представляется огромным. Однако изнутри дворец кажется еще больше. В его почти семистах комнатах и залах можно бродить не один день и, в конце концов, окончательно заблудиться. Как правило, отсюда люди выходят оглушенные роскошью, изысканностью, красотой и размерами. Большой Кремлевский дворец - сооружение уникальное. Здесь различные эпохи соединены под одной крышей, и всего за одну минуту можно перешагнуть столетия.

Почему был построен Большой Кремлевский дворец? Первое событие, о котором мы вспоминаем, это война 1812 года, всколыхнувшая патриотические чувства народа. Большой Кремлевский дворец связан непосредственно с этой войной, потому что его орденские залы воспринимались непосредственно как монумент героям Отечества. Именно герои Отечества держат основы государственности, подобно тому, как подвиги святых укрепляют церковь.

В конце XVIII - начале XIX веков по древнему комплексу жилища русских царей были нанесены два страшных удара. Архитектор Баженов, решив перестроить весь Кремль, снес несколько старых дворцов и палат, не пощадив даже пять башен вдоль Москвы-реки. Екатерина II вовремя остановила это варварство, башни восстановили, но палаты, где жили Иван III и Софья Палеолог, Иван Грозный и Борис Годунов, безвозвратно ушли в историческое небытие.

В 1838 году на месте старых палат начали строить БКД. Была поставлена задача – объединить все оставшиеся постройки под одной крышей. И она была блестящим образом выполнена.

Попасть в БКД можно через несколько подъездов, но именно через парадный подъезд входили во дворец цари во время коронации. На первом этаже БКД располагается Собственная половина, где император и императрица останавливались во время коронации. Она представляет собой анфиладу из семи комнат. В любую комнату императорской половины можно было попасть напрямую через отдельную дверь.

Что интересно, иностранных специалистов к отделке этих залов не привлекали. Русские мастера работали в стиле «Буль». Отделка мебели в таком стиле состоит из сочетания пластин панциря черепахи и перламутра, дерева и латуни. Все люстры неповторимы. Одна, к примеру, носит романтическое название «Ананас». Ананас - это символ гостеприимства. Она уникальна тем, что форма для ее отливки изготавливалась один раз, после чего разбивалась. Делалось это для того, чтобы никто в мире не смог повторить подобную красоту.

Рядом с царской опочивальней находится будуар императрицы. В этом помещении не было ни одного зеркала, ведь большинство женщин с утра не очень хотят какое-то время смотреть на себя в зеркало. Также интересен диван для утреннего туалета императрицы, на котором невозможно сидеть, не держа спину прямой.

В 1487 году началось сооружение Большой палаты, дошедшей до нас под названием Грановитой. Парадным фасадом Грановитая палата выходит на Соборную площадь, которая испокон веков служила местом проведения торжественных церемоний. Именно поэтому на оформление восточного фасада палаты было обращено особое внимание архитекторов. Вся плоскость стены облицована белым камнем, обтесанным на четыре грани, благодаря чему и появилось само название «Грановитая». Иностранные посольства попадали в Грановитую палату через Святые сени. Здесь просили послов оставить оружие, что часто вызывало у них большое недовольство. Сени, ведущие в Грановитую палату, получили название «Святых» благодаря росписям, украшающим их стены, - многочисленным сюжетам из Священного писания. Эта роспись была сделана в конце XIV века братьями Белоусовыми - крестьянами села Палех Владимирской губернии. Дело в том, что за всю свою историю Грановитая палата не один раз горела и перестраивалась, и древняя роспись Симона Ушакова была утрачена. Восстанавливали ее по следующей технологии: из пеньковых веревок были сплетены очень жесткие холсты, их покрыли грунтовкой и сверху нанесли роспись.

В Грановитой палате принималось решение о воссоединении России и Украины, Иван Грозный здесь праздновал взятие Казани, а Петр I – победу в Полтавской битве. Здесь объявляли о рождении наследника и устраивали пиры в честь иноземных гостей. Иногда за этими собраниями из тайника наблюдали те, кому присутствовать в Грановитой палате не позволялось - царица и ее дети. Располагались они в тайной комнате, под самым потолком.

На втором этаже БКД находятся пять парадных орденских залов, оформленных в цвета лент соответствующих государственных орденов. Декор всех залов в обязательном порядке содержит изображение орденских звезд и крестов.

Андреевский зал является главным императорским церемониальным залом Московского Кремля. Этот зал посвящен ордену Андрея Первозванного, который был введен еще Петром I. Посвящение зала этому ордену подчеркивало христианскую основу России. Девиз ордена: «За веру и верность».

Андреевский зал расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его убранство потрясает своим великолепием. Мощные колонны завершаются богато украшенными капителями со скульптурным изображением знака ордена св. Андрея Первозванного с двуглавым орлом и косым распятием на груди. Знаки этого ордена расположены в верхней части стен Андреевского зала, а чуть ниже находятся гербы всех территорий, вошедших в состав России. Центральная часть зала – это тронное место с тремя тронными креслами: для императора, императрицы и вдовствующей императрицы. Императорский трон выполнен в виде шатра, под которым на возвышении стоит тронное кресло с вензелем царствующего императора, а над шатром, на фоне голубой шелковой материи, помещено золоченое всевидящее око.

На противоположной стене Андреевского зала, с двух сторон, установлены камины, один из которых подлинный. Он был смонтирован в Апартаментах Их Императорских Высочеств и благодаря этому сохранился в первозданном виде. Камины БКД заслуживают отдельного разговора. При их создании большое внимание уделяли вопросам надежности. Камины БКД в большей степени делали для красоты и уюта, чем для отопления помещений. Топился дворец с помощью уникальной системы, придуманной генерал-майором Амосовым, который установил центральное калориферное отопление. Теремной дворец, например, отапливался очень необычным способом для Европы того времени. Внизу, в подвале стояла печь, которая топилась и по дымоходу подавала тепло через отверстия во все помещения Теремного дворца.

Екатерининский зал – тронный зал императрицы – отличается от других залов парадной анфилады строгой классической сдержанностью. В середине XIX века именно здесь находился трон Ее Императорского Величества. Зал выдержан в цветах ордена св. Екатерины – белом, серебряном и красном. Стены затянуты серебряной муаровой тканью в обрамлении красной орденской ленты. В традиционном стиле парадных залов тронный зал императрицы также украшен изображением ордена св. Екатерины. Ордена в Екатерининском зале изготовлены с использованием стеклянных стразов и по филигранности исполнения не имели аналогов в интерьерах дворца.

Георгиевский зал почти весь XX век был в центре внимания советских, а потом и российских людей. Здесь проходили и до сих пор проходят торжественные приемы, встречи, банкеты. Здесь в 1945-м праздновали Великую победу, чествовали Гагарина, отмечали другие эпохальные события. Это главный зал русской военной славы. На стенах выбиты имена 11 тысяч георгиевских кавалеров и названия 500 воинских частей. Между Владимирским и Георгиевским залами на втором этаже находятся хоры, где во время торжественных церемоний располагается Президентский оркестр.

Летом 1941 года Георгиевский зал чуть было серьезно не пострадал: над ним находится чердак, куда попала огромная немецкая бомба. Пробив крышу и потолок зала, она упала на пол, но не взорвалась. Почему – осталось загадкой.

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца служит главным связующим звеном древней части великокняжеского дворца с новым императорским. Небольшой по своим размерам зал выдержан в традиционной цветовой гамме ордена св. Владимира. Его знаки – золотой с красной эмалью и черной каймой четырехстепенный крест и звезда. Именно этим орденом второй степени был отмечен архитектор К.А.Тон за проектирование и строительство БКД и храма Христа Спасителя. К этой работе замечательного русского архитектора как нельзя лучше подходят слова девиза ордена св. Владимира – «Польза, Честь и Слава».

Купол Владимирского зала великолепен по своему художественному оформлению и убранству. Он богато декорирован золоченым лепным орнаментом с традиционными для парадных залов БКД лепными изображениями знаков ордена св. Владимира – крестами и звездами.

Александровский зал создан в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного в 1725 году императрицей Екатериной I. Стены зала отделаны розовым искусственным мрамором. Вдоль стен стоят золоченые стулья, обитые бархатом цвета орденской ленты, с вытканной на их спинках орденской звездой. По стенам зала развешаны картины Моллера на сюжеты из жизни Александра Невского.

В 30-е годы ХХ века два орденских зала, Александровский и Андреевский, были превращены в зал заседания Верховного Совета СССР. Здесь Хрущев читал знаменитый доклад о культе личности на XX съезде, здесь кипели страсти на заре российской демократии. Просуществовал зал до середины 90-х годов XX века. Интересно, что в советские времена в БКД появилось еще одно необычное помещение: в незаметном переходе над Дворцовой улицей рядом с Церковью Рождества Богородицы был устроен кинозал для просмотра фильмов. Именно в нем Сталин и другие члены Политбюро смотрели кино вообще и новые фильмы, в частности. Здесь они решали судьбы актеров и режиссеров, какие фильмы в советских кинотеатрах будут смотреть советские люди, ну и, конечно же, кому быть звездой, а кому нет.

Теремной дворец является характерной кремлевской постройкой XVII века. Его возводили для царя Михаила Федоровича русские мастера. Свой окончательный вид дворец приобрел при сыне Михаила Федоровича – Алексее Михайловиче, который немало способствовал его украшению.

В наружном декоре дворца, кроме резного белого камня, применены поливные изразцы, которые были вставлены, вероятно, уже в конце XVII века. Объемная целостность Теремного дворца подчеркивается гармоничным, единым по своей стилистике фасадом. Первый этаж дворца – это Сытный дворец, который заключал в себе более тридцати подвалов, второй – Мастерские палаты, построенные еще в начале XVI века Алевизом Новым. Два нижних этажа Теремного дворца использовались как хозяйственные помещения. Основной объем терема XVII века – это два следующих этажа (третий и четвертый). Третий этаж служил жильем для членов царской семьи и особ, приближенных к царю. Часть его занимали служебные помещения, другую – временные покои царицы и царских детей. Сегодня три нижних этажа Теремного дворца закрыты дворцовой постройкой 40-х годов XIX века.

Первыми в парадной галерее комнат Теремного дворца являются Передние сени. Именно здесь бояре ожидали царского приема, и именно здесь иногда в знак только высочайшей милости принимали иностранных послов. Сразу же из Передних сеней можно попасть в Думскую, где обычно царь и бояре проводили Государственные советы.

В Царском кабинете царь работал, как правило, один. Если посмотреть на Теремной дворец с фасада, можно заметить украшенное специальным орнаментом окно – Челобитное окно. Из кабинета на веревке спускали ящик на Нижнюю боярскую площадку, и любой желающий мог отправить царю челобитную. Затем этот ящик на веревке поднимали наверх, и царь мог, таким образом, напрямую общаться с народом. Рядом с кабинетом имеется опочивальня царя. Здесь он отдыхал, как правило, после обеда, полусидя на подушках, поэтому у кровати небольшие размеры.

Параллельно с парадной галереей Теремного дворца идет галерея комнат личного и бытового предназначения. Из опочивальни можно сразу же попасть в личную часовню царя. Здесь царь обычно молился наедине с собой. За одним из иконостасов имеется ниша, в которой раньше была дверь, ведущая в личные покои русского царя. Дело в том, что русские самодержцы предпочитали принимать гостей и работать в каменных дворцах, а вот жили они обязательно в деревянных.

Прямо из царского кабинета по крутой винтовой лестнице можно было попасть в «мыленку» - баньку. Алексей Михайлович ходил в «мыленку» почти каждый день. Вероятно, эти помывки могли негативно сказаться на продолжительности жизни царя. Ведь при ее сооружении для эффекта водонепроницаемости был использован свинец, о вредных свойствах которого вряд ли было известно в XVII веке.

Рядом с БКД стоят две церкви, находившиеся когда-то на улице, а сейчас, как и Теремной, накрытые единой крышей. Вообще, место, где сейчас находится БКД, выглядело иначе. Ныне на своих местах стоят лишь Теремной дворец, Верхоспасский собор, Церковь Рождества Богородицы, Золотая Царицына палата и Грановитая палата. На месте Александровского и Андреевского залов располагались Набережная палата с нижним садом и Запасной дворец. Открытая площадка царских палат возвышалась над Соборной площадью, и попасть туда можно было по трем лестницам. По той, что шла вдоль Благовещенского собора, поднимались христианские послы. По средней лестнице – торговый люд и нехристиане, а по Красному крыльцу ходить мог лишь сам царь.

Церковь Рождества Богородицы построена в конце XIV века в честь победы русских войск на Куликовом поле. Она расположена прямо над Церковью Воскрешения Лазаря, самой древней из оставшихся в Кремле. О былом значении церкви Рождества Богородицы говорят два факта. Первое – именно здесь до постройки Вознесенского женского монастыря в Кремле погребали великих княжон. И второе – в церкви есть ниша, где хранилась царская казна. Любопытно, что именно в этой церкви в 1862 году венчался великий Лев Толстой.

Разговор о Большом Кремлевском дворце можно вести долго: каждая его палата, и древняя и новая, великолепна по-своему. И сколько бы раз человек ни бывал здесь, роскошные залы и лестницы дворца будут производить на него неизгладимое впечатление. Ведь БКД – это не только уникальное архитектурное сооружение, но и один из самых удивительных памятников истории нашей страны.

Автор - материалы подготовили В.А. Богомолова, В.И. Жиляев, А.С. Марков.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©