НовостиПишите намПоискАрхив

«РОЛЛС-РОЙС» СО ЗВЕЗДОЙ
В истории транспорта, которым пользовались первые лица нашей страны, есть автомобили, ставшие своего рода легендами. Среди них, например – «Делонэ-Бельвилль» Николая II и «Роллс-Ройс» Владимира Ленина. Любопытно, что, как и их пассажиры, эти автомобили имели весьма непростую судьбу. Царский лимузин после 1918 года оказался в Швеции, где возил клиентов одной из гостиниц, а позже он закончил свои дни на обычной стокгольмской свалке. «Роллс-Ройсу» вождя мирового пролетариата, как известно, повезло больше – он «дожил» до нашего времени. С помощью ряда уникальных материалов нам удалось проследить почти вековую историю этой машины.

Все началось в 20-х годах минувшего столетия. По случаю того, что «Роллс-Ройсы», относящиеся к Гаражу особого назначения, периодически находились в ремонте, было решено купить машину данной марки для Владимира Ильича в Англии. И вот Леонид Красин, возглавлявший русскую торговую делегацию, приобрел черный лимузин выпуска 1914 года. Он был собран в английском городе Норвиче и имел 6-цилиндровый двигатель мощностью 72,5 лошадиных силы. Вскоре «Роллс-Ройс» получил городской номер 236 и стал постоянным служебным автомобилем Ленина – он пользовался им в 1921-23 годах. В последние месяцы жизни Ильича, когда он уже тяжело болел, служебная машина практически была переведена в его личное пользование – она предназначалась для прогулок. А в октябре 1923 года именно этот «Роллс-Ройс» в последний раз доставил Ленина в столицу, в Кремль.
После смерти вождя автомобиль некоторое время провел в автобазе Совнаркома. Потом его списали, и машина стала кочевать из одной организации в другую. Особенно значительная перемена в ее судьбе случилась 19 декабря 1935 года – в этот день лимузин вождя был передан Крымскому областному комитету союза работников рыбной промышленности. Надо отметить, что там к исторической реликвии в виде дорогостоящего английского авто отнеслись без особого почтения: за четыре года «Роллс-Ройс» прошел около 20 тыс. км и пережил несколько аварий. Одна из них была экзотической: радиатор машины при неизвестных обстоятельствах протаранила…корова! Ремонт, произведенный после происшествия, отличался весьма творческим подходом: на пробоину припаяли заплату в виде… звезды. В результате к концу 1930-х автомобиль изменился до неузнаваемости. Из черного он был перекрашен в цвет хаки. Помимо этого, на «Роллс-Ройсе» стояли колеса от грузовика ГАЗ-АА, сзади были установлены буфера от ЗИС-5 и «полуторки», а также дополнительный фонарь. Салон также претерпел метаморфозы: поверх коричневой кожи сиденья обили бумажной фланелью.
Вскоре изношенный донельзя автомобиль оказался во Вторчермете, где его ждала печальная участь - утилизация. И лишь в самый последний момент в странном транспортном средстве узнали авто вождя мирового пролетариата. Понятно, что посягнуть на историческую ценность никто не решился. Но и вернуть первозданный вид «Роллс-Ройсу» задумали лишь в конце пятидесятых, когда он оказался на попечении Центрального музея В. И. Ленина.
Делом это оказалось непростым, что иллюстрирует целая пачка документов, сохранившаяся до сих пор – переписка директора этого учреждения В. Морозова с самыми различными организациями. «Посетители музея (а их бывает около миллиона человек в год) проявляют к автомашине большой интерес, между тем как ее внешний вид очень далек от того, какой она имела в пору, когда на ней ездил В. И. Ленин, - писал Морозов директору ЗИЛа А. Крылову. – Мы надеемся, что Вы и Ваши сотрудники сделают все возможное для того, чтобы привести в соответствующий вид автомашину, которая является реликвией нашего народа…»
Завод имени Лихачева взялся за работу - реставрацией «Роллс-Ройса» занимался, в частности, инженер Сергей Глазунов. Но силами одного предприятия вернуть ему прежний облик оказалось невозможно – потребовалось множество фирменных деталей. Выход нашли быстро: часть из них было решено взять с «Роллс-Ройса» выпуска начала 20-х годов, относившегося к автобазе «Мосфильма», а другую – с автомобиля этой же марки, который находился на бывшей даче И. В. Сталина в «Волынском». От первого ленинскому «Роллс-Ройсу» досталось колеса и радиатор, а от второго - целых 27 наименований деталей. Среди них – фары, щиток приборов, а также свечи, ремень вентилятора, амортизаторы.
Другая сложность возникла с изготовлением покрышек старинного образца с узким протектором и рисунком фасона «прямая елка», идентичных тем, что стояли на лимузине во времена Владимира Ильича. В те годы все автомобили в гараже Совнаркома оснащались шинами, которые производились на заводе «Красный треугольник» в Петрограде. Но в ходе переписки музея с Ленинградским шинным заводом обнаружилось, что завод прекратил выпускать их еще в 33-м году, а в годы войны архив предприятия был утрачен. Проект шины пришлось делать заново. В итоге форму для них изготовили в Ярославле, на заводе химического машиностроения, а сами покрышки – в столичном НИИ шинной промышленности. При этом пришлось заново разрабатывать, помимо дизайна, и весь технологический процесс их изготовления! Кстати, масса кропотливой работы досталась и мастерам ЗИЛа: к примеру, одному из токарей пришлось без чертежей выточить тормозной барабан большого диаметра с замысловатой ребристой поверхностью. А меднику с завода – восстановить сотовый радиатор, состоявший из 5660 отдельных трубочек.
И вот 11 декабря 1959 года на улицах Москвы, среди потока «Москвичей» и «Волг» возникло старинное английское авто, при виде которого водители и пешеходы буквально замирали от удивления. Путь его лежал к музею В. И. Ленина. Последний аккорд в этой истории должен был прозвучать в ночь с 12 на 13 декабря 1959 года, когда родившийся заново «Роллс-Ройс» планировали установить на почетное место в Центральном музее В. И. Ленина. Правда, при этом требовалось решить последнюю задачку: как поместить его в зал, находящийся на втором этаже. Но и здесь выход нашелся. Из письма управляющему трестом «Мосстроймеханизация» №7 И. Арефьеву: «Дирекция Центрального музея В. И. Ленина просит Вашего распоряжения произвести работу по поднятию краном через окно на 2-й этаж отремонтированной легковой автомашины системы «Роллс-Ройс, на которой ездил В.И. Ленин. Ориентировочный вес до 5 тонн, высота подъема 12-13 метров…»
Ну а вскоре ленинским лимузином, который вновь обрел черный цвет и пахнущий свежей кожей салон, мог любоваться каждый. «Ежедневно тысячи посетителей осматривают ее с большим интересом. Теперь они видят машину такой, какой она была при жизни В.И. Ленина, и в этом большая заслуга Вашего завода…», - отмечалось в благодарственном письме, направленном на автозавод им. Лихачева (среди его подписантов был и директор Центрального музея В. И. Ленина). А 15 сотрудников завода, участвовавших в реставрации, поощрили грамотами «За активное участие в восстановлении автомобиля, который обслуживал вождя мирового пролетариата В. И. Ленина». Считалось, что отметить вклад зиловцев в историю нужно именно подобным документом, а не банальной премией.
С тех пор прошло почти полвека, сменился политический строй. Но, к счастью, эти перемены никак не отразились на легендарном автомобиле. И сегодня ленинский «Роллс-Ройс» все также занимает свое место в Государственном Историческом музее.
Автор - Виктория БОГОМОЛОВА и Валентин ЖИЛЯЕВ.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©