НовостиПишите намПоискАрхив

ДОСТАВИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
В марте 2007 года исполняется 100 лет с момента возникновения в нашей стране транспортного подразделения, обслуживающего первых лиц государства – Императорского гаража, впоследствии – Гаража особого назначения.

Работа водителей ГОНа со стороны напоминает увлекательный приключенческий роман: общение с первыми лицами государства, лучшие автомобили, высокие скорости, командировки по стране и самым экзотическим уголкам мира. Но все описанное – лишь «парадная» сторона. «За кадром» остаются тяжелые физические нагрузки – например, во время визитов за границу водителям, бывает, удается поспать всего 2 - 3 часа в сутки. А, кроме того - огромный груз ответственности. Ведь их деятельность - пусть небольшая, но часть имиджа государства и его руководителей. Последнее означает, что шоферам ГОНа необходимо уметь находить достойный выход даже тогда, когда обстоятельства вдруг складываются самым неожиданным образом. Демонстрируя при этом высочайший уровень водительского мастерства, а также находчивость и смекалку. Как рассказывают сотрудники этого подразделения, подобных случаев было великое множество. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию в этом выпуске «Кремль-9».

КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА

Масса интересных историй происходила во время поездок руководителей нашей страны за рубеж. Водителю ГОНа Валерию Чижову, работавшему в Гараже с 1983 по 2000 гг., особенно запомнился один из официальных визитов в Поднебесную. Из Москвы прибыл самолет с автомобилями, которые должны были обслуживать высокого гостя из России, борт начали разгружать. В этот момент, как описывает Чижов, произошло следующее. «К нам подходят двое представителей принимающей стороны и говорят: знаете, вы на своих машинах ехать не сможете. Я спрашиваю: Почему? – А у вас права не те. – Как не те права? – Права должны быть китайские, так что сейчас едем в полицейский участок, и вы будете сдавать на права».
Водителям пришлось отправиться в участок, где их стали пытаться знакомить с национальными особенностями правил дорожного движения. «В этот момент приехал человек из нашего посольства и сразу поинтересовался, знает ли в принципе кто-то из нас китайский язык, - продолжает Чижов. – Таких не было. Тогда дипломат посоветовал: «Уверенно отвечайте на заданные вопросы, а переводить буду я». В итоге все закончилось благополучно: сотрудники ГОНа успешно сдали экзамены, обзавелись китайскими правами, после чего отработали визит, как и планировалось.
Но, конечно же, большинство эпизодов, которые описывают водители, связаны непосредственно с автомобилями и различными дорожными ситуациями. Один из них имел место во время визита Михаила Горбачева в Италию. Автомобиль, в котором находились Горбачев и премьер Италии Андреотти, въезжал на территорию одного из дворцов. И тут на лобовое стекло вдруг кто-то кинул целую пачку листовок. К счастью, водитель ГОНа Лев Кулагин, сидевший за рулем, среагировал мгновенно: немедленно включил стеклоочиститель, благодаря чему избежал «слепой» езды.
Кстати говоря, это далеко не единственный случай, когда шоферам, обслуживающим первых лиц государства, приходилось сталкиваться с «шалостями» пешеходов. Как-то раз – дело было в Подмосковье - кортеж двигался мимо местечка Раздоры. Водитель Владимир Волков, управлявший тогда машиной прикрытия, рассказывает: «На этом участке дороги есть узкое место, а справа, где тротуар, - возвышение. Там проходили двое ребят, и один внезапно замахнулся, будто бы что-то бросает в кортеж. Работал у меня на основной машине Колянов Николай: он быстро сориентировался и ушел влево». Машине сопровождения ничего не оставалось, как проскочить рядом с основным автомобилем, довольно близко от хулиганов. Резкий маневр произвел хороший воспитательный эффект: подростки не на шутку перепугались и бросились в другую сторону.
Филигранная работа гоновских водителей, бывало, вызывала изумление у представителей политэлиты зарубежных стран. Так, однажды водителю первого президента России Юрию Антонову удалось поразить Маргарет Тэтчер. «В посольстве в Лондоне настолько узенькие ворота, что там проблематично и на обычной машине проехать», - воспоминает Антонов. Ему же предстояло сделать это на ЗИЛе и на довольно большой скорости. К счастью, машина миновала ворота успешно, хотя с каждой стороны при этом было всего по сантиметру. «Никто ничего не заметил, ведь это моя работа, меня этому учили в ГОНе. Но когда минут через 10 приехала Маргарет Тэтчер, - она уже была экс-премьером и была приглашена в посольство Борисом Николаевичем - на своем бронированном «Ягуаре», ее минуты три-четыре завозили в эти ворота. Водитель не мог сориентироваться, каким образом туда вообще можно проехать». После Тэтчер вышла из машины и стала подниматься вверх по лестнице. И случайно оглянувшись, вдруг увидела стоящий на территории тяжелый 6-метровый ЗИЛ.
«И тут она разворачивается и направляется с переводчиком прямо ко мне, - описывает Юрий Антонов. – Поздоровалась и поинтересовалась: «Вы водитель?» Я говорю: «Я». – Объясните, как вы сюда въехали. – Вы знаете, через ворота. Тэтчер посмотрела на свой автомобиль, потом перевела взгляд на наш. В общем, она была крайне удивлена».

ЗА РУЛЕМ С ГЕНСЕКОМ

Бывало, что в поездках водителей ГОНа подстерегали сюрпризы со стороны пассажиров. Случалось, те обращались к ним с необычными просьбами. Виктор Куплинов, водитель Горбачевой, столкнулся с этим в Хельсинки: Раиса Максимовна попросила его найти «машинку поменьше». Как оказалось, ей очень хотелось поездить по городу, как обычному туристу – зайти в кафе, выпить чашечку кофе. Через некоторое время водитель вместе с Горбачевой выехал в город на «Мерседесе». Пассажирка была расстроена: за автомобилем двигались автобусы с сотрудниками охраны. Естественно, водителю пришлось предупредить ответственных за безопасность лиц о ее пожелании. «Испортил ты мне такое мероприятие», - сетовала Раиса Максимовна.
А вот Владимиру Тупицыну, работавшему с Брежневым, как-то довелось выполнять пожелание Леонида Ильича с риском для жизни. Дело было в Крыму, куда Брежнев направился на отдых. Тупицын вспоминает: «Я вез Леонида Ильича после работы – кроме него, в машине находился начальник его охраны Рябенко Александр Яковлевич. Он докладывает: Леонид Ильич, завтра направляем ваши машины в Крым для работы с вами на отдыхе. Леонид Ильич ему отвечает: Хорошо, но я бы хотел из Симферополя в Ялту сам поехать за рулем. Начальник охраны соглашается. А потом вызывает меня и говорит: ни в коем случае не отдавай ему руль!»
Прилетев в Симферополь, Леонид Ильич направился к машине и сделал знак водителю, приглашая того выйти. «Я сижу, руль не отдаю, - описывает Тупицын. - Смотрю, все молчат, там и члены Политбюро его встречали, и управленческое руководство – все молчат, никто ничего ему не говорит. А он настоятельно требует освободить место. Мне ничего не оставалось делать, я уступил ему водительское кресло. Леонид Ильич поехал, и уже когда мы оказались в районе перевала, он внезапно стал каким-то рассеянным, как будто бы начал терять сознание, руль выпустил. Я сидел справа, рядом с ним, а Виктория Петровна и начальник охраны находились на заднем сиденье. Я прямо со своего места схватил руль и потихонечку правой рукой стал подруливать, и говорить ему: газ, тормоз. А скорость - где-то километров 120 - 130, да еще и горы».
Но в итоге шофер и пассажиры в целости и сохранности добрались до Ялты. «Спасибо, говорю, Леонид Ильич, довезли нас. Он заулыбался: ну, это, отвечает, кто кого довез», - вспоминает водитель. «И сразу был объявлен приказ о том, что меня награждают ценным подарком - вручили фотоаппарат «Зенит». Хотя ценный подарок тогда не должен был стоить дороже 40 рублей, а цена «Зенита» была 70».
Водителю Николаю Кузнецову тоже пришлось выручать своего пассажира – Алексея Косыгина из сложной ситуации в пути. Случай, правда, в отличие от предыдущего, был комичным. Дело происходило на воде. Косыгин очень любил прогулки по Москве-реке и использовал для этих целей лодку-казанку с мотором. С собой за компанию он брал водителя. «Ему очень нравилось в хорошую погоду ходить, на берегу его узнают и приветствуют, он кого-то приветствует, сразу настроение становится приподнятым», - пускается в воспоминания Кузнецов. И вот там, в Архангельском, есть такой островок, который огибает протока. Но по ней можно ходить только тогда, когда нет водорослей, а она к середине лета зарастает. Однажды Алексей Николаевич направил туда лодку, и мы застряли. Он пробует на веслах выбраться – не выходит, я пробую – то же самое. Тогда я мотор очищаю - там он поднимается - опускаю в воду, завожу. Продвинемся на несколько метров и опять в водорослях стоим. Мы немного растерялись». Но вскоре послышался стук двигателя – на помощь шел катер. Косыгин сел за руль и отправился к берегу. А Кузнецов, еще немного помучившись, вывел-таки лодку из плена.
Водители ГОНа всегда отвечают как за безопасность пассажира, так и за сохранность автомобиля. И, случается, не только в дороге. Шла подготовка к визиту министра иностранных дел Громыко в Литву. Привезенный для обслуживания визита ЗИЛ разместили в гараже местного КГБ. Охранять лимузин, оснащенный секретной связью, приставили работавшую там сотрудницу. Водитель Борис Кулаков съездил в гостиницу, пообедал. А, вернувшись в гараж, обнаружил, что все закрыто, а «охранника» нигде нет. В итоге сторожить ЗИЛ пришлось самому Кулакову – ночь он провел в машине. К счастью, руководство позволило восполнить дефицит сна позже.
Сотрудники ГОНа самым тщательным образом следят за тем, чтобы автомобили всегда находились в идеальном техническом состоянии – это очевидный факт. Кроме того, в советские времена, бывало, во время визитов за рубеж, помимо самих автомобилей, с собой даже возили наш, проверенный, бензин. Чтобы свести риск случайностей к минимуму. Но все-таки иногда небольшие поломки происходили. Например, в 1992 году российский руководитель находился с визитом в США, в штате Арканзас. Пока кортеж ждал его во время посещения одного из фермерских хозяйств, в ЗИЛе отказал кондиционер. На улице в этот момент было плюс 30. За несколько минут, в течение которых высокопоставленный гость общался с представителями СМИ, машину успели заменить на резервную. А через некоторое время водитель, везший руководителя, в зеркала заднего обзора увидел странную картину. Мотоциклисты американского почетного эскорта то и дело оборачивались. И им было чему изумляться – в кортеже двигался ЗИЛ с открытыми дверями. А перед каждым поворотом они синхронно, словно по команде, закрывались! Как оказалось, выдержать поездку в этом «бункере» без системы охлаждения было совершенно невозможно, посему пассажирам, среди которых были сотрудники ГОНа, приходилось освежаться столь оригинальным способом. Кстати, делом это было непростым: если вовремя не начать закрывать тяжелую дверь, на повороте можно было легко вылететь наружу. Надо заметить, что эта необычная поездка продолжалась целых полчаса!
Правда, такие случаи были все-таки редкостью. Как правило, ЗИЛы все-таки удивляли своей надежностью. Однажды, в ходе поездки Горбачева в Ригу в заднем колесе основного автомобиля был обнаружен 8-милимметровый болт. Хотя и шины были покрыты изнутри специальной гермокомпозицией, машину советского лидера опять-таки заменили на резервную. Подобные меры предосторожности были обязательными, но оказались перестраховкой. В ходе дальнейшего пути болт выскочил из покрышки, а колесо так и не спустило – на автомобиле, «поймавшем» железную деталь, водитель ГОНа благополучно доехал до самой Москвы!
Автор - подготовила Виктория БОГОМОЛОВА.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©