Кремлевский дворец Милославского (Потешный дворец)
В XVI веке между Троицкими и Боровицкими воротами размещались многочисленные хозяйственные постройки: конюшенный двор, поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые, хлебные дворы с подвалами и погребами. В 20–30-х годах XVII века при царе Михаиле Федоровиче некоторые из них перенесены в другие места или демонтированы. На освободившемся участке, вытянутом вдоль кремлевской стены между Троицкой и Комендантской башнями, в 1650 году возвели обширные каменные палаты для боярина Ильи Дмитриевича Милославского. Тогда же появилась и церковь Праздника Похвалы Пресвятой Богородицы на четвертом этаже дворца.

Милославский был не только тестем царя. С Алексеем Михайловичем его связывала искренняя дружба. Русский царь не пожалел денег на новый дворец для отца любимой первой супруги. Именно поэтому в кратчайшие сроки были возведены у кремлевской стены трех-четырехэтажные каменные хоромы с зимним «комнатным» садом, с нарядной церковью, звонницей и многочисленными хозяйственными постpойками, глубокими подвалами, где хранились вина и снедь. Уже при строительстве этот дворец был соединен с царскими хоромами подвесными арочными переходами через Дворцовую улицу, расположенными на уровне второго этажа.

Талантливый зодчий, оставшийся неизвестным, сумел разместить на неудобной и сравнительно небольшой строительной площадке все традиционные постройки типичной боярской усадьбы того времени. В общей сложности Милославский прожил в этих дворцовых палатах шестнадцать лет. После его кончины в мае 1668 года они отошли казне и вновь поступили в распоряжение дворцового ведомства. В 1679 году их переделали под кремлевский театр.

По указанию царя Алексея Михайловича палаты Милославского перестраиваются и расширяются, к ним пристраиваются новые терема. В то время во дворце жили и получали образование царские дети. Среди них был и будущий император Петр Великий. Позже дворец перестроили под покои царевен, в том числе и царевны Софьи. Здесь же устраивались самые разнообразные «потехи» – увеселения для второй царской супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной и ближайшего окружения венценосной четы. Бывшие палаты Милославского получили соответственное новое название – Потешный дворец.

С конца 1670-х годов во дворце устраивались различные увеселительные зрелища. При дворце постоянно проживали на казенном содержании сказочники, песенники, гусельники и другие музыканты. В присутствии царя и его приближенных скоморохами разыгрывалась, как повествуют современники, «смеховая хитрость». Они же давали небольшие, сочиненные в Москве или на западе театральные пьесы, которые издавна были любимым не только царским, но и народным увеселением. Здесь же разместился первый в Москве орган, специально выписанный из Европы для царского развлечения. В стенах Потешной палаты зачастую выступали приезжие иностранные театральные труппы. В ее подсобных помещениях хранилась также разная «потешная рухлядь» – костюмы скоморохов и актеров, музыкальные инструменты.

Театральные спектакли, музыкальные концерты и прочие «потехи» проходили здесь до воцарения Петра I. Он приказал построить для проведения массовых общедоступных зрелищ специальную «комедиальную храмину» на Красной площади. Её возвели у Кремлевской стены между Никольской и Сенатской башнями Кремля.

Позже в Потешном дворце разместились дворцовые стрельцы и переводчики из посольского приказа. После жестокого подавления Петром I стрелецкого бунта во дворце проходили судебные расследования дел, связанных со стрелецким восстанием, изменой присяге и злоумышлением против государя.

Здание Потешного дворца необычайно интересно с архитектурной точки зрения. Его верхний, четвертый ярус образуется стилизованным теремом. В нём раньше была дворцовая церковь. Над её обширной плоской трапезной до сих пор сохранилась небольшая башенка на 4-х столбах, которая в свое время использовалась и как церковная колокольня, и как дозорная вышка. Чуть дальше, ближе к кремлевской стене, находится обширная, крытая на четыре стороны зимняя трапезная при церкви Праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.

Ремонтные работы 1874–1875 годов изменили облик Потешного дворца. Со стороны кремлевской стены к нему на уровне третьего этажа был пристроен чугунный балкон на кувшинообразных столбах, а со стороны улицы – белокаменный портал, украшенный великолепным резным растительным орнаментом. Его перенесли сюда с ранее разобранного внутреннего крыльца дворцового фасада. Однако основная часть третьего этажа и внутренние объемы сохранилась до наших дней. Верхний ярус дворца образует терем, или вышка, с византийскими арками. Именно здесь в старину помещалась церковь.

С 1806 г. в Потешном дворце жил комендант Московского Кремля. Здесь же размещались помещения комендатуры, квартиры сотрудников московской дворцовой конторы министерства Императорского двора и проживавшего на территории Кремля православного духовенства.

Потешный дворец — это уникальный, единственный в своем роде архитектурный памятник, прекрасный образец боярского жилья, сохранившийся в Московском Кремле. Это яркое и удивительное сооружение, увенчанное четырьмя золочеными куполами, настоящий сказочный терем из русских сказок. Изначально дворец представлял собой сложный комплекс с двумя внутренними дворами, соединенными проездной аркой. Дворец венчало трехглавие домового храма, на плоских крышах корпусов был разбит висячий сад. В 1806 году к хоромам справа и слева были пристроены двух-трехэтажные флигели, сохранившиеся до наших дней. Главный фасад дворца получил черты, входившей тогда в моду неоготики. В 1874 году архитектор Шохин попытался вернуть зданию древнерусские черты, однако это опять же было всего лишь стилизацией, отражавшей тогдашние представления о древнерусской архитектуре.

Настоящие исследователи — архитекторы и историки — впервые смогли изучить памятник зодчества лишь в начале 1970-х годов. Правда, выполненный тогда специалистами эскизный проект реставрации дворца не был реализован в натуре. Работы были проведены лишь на относительно небольшой части памятника.

Комплексные исследования дворца Милославского начались в 2007 году. Они буквально перевернули представления о русской гражданской архитектуре XVII века. Начавшаяся через два года научная реставрация древнего дворца стала ярким событием для всей исторической общественности Москвы. Хотя проект воссоздания многоглавия дворцового храма (главы церкви разобрали еще в конце XIX века) был широко известен специалистам, представить, что он когда-нибудь воплотится в жизнь, было невозможно. В ходе реставрации был восстановлен древний силуэт Потешного дворца.

Самым же важным результатом реставрации стало выявление старинных интерьеров, которые специалисты увидели сейчас впервые. Фактически, это единственные сохранившиеся, хоть и фрагментарно кремлевские дворцовые интерьеры второй половины XVII века. В результате проведенных работ были сделаны уникальные находки. Это и белокаменный кессонированный потолок дворца, и фрагменты орнаментальных росписей на стенах и в проемах окон и дверей.

Еще одно важное открытие — впервые расчищенная и внимательно изученная уникальная белокаменная резьба наличников парадных дворцовых помещений. Резные изображения фантастических и реальных животных, птиц и цветов, не имеют аналогов в резном декоре памятников середины XVII века. Среди изображений присутствует сюжет с турниром всадников. Так был увековечен любопытный факт «потешного» конного сражения при московском дворе: известно, что в 1633 году были награждены поручик Анц Зандерсон и золотого дела мастер Яков Гаст, тешившие государя «долгою пикою да прапором и шпагами».

Палаты Милославского, несомненно, были возведены с оглядкой на государев Теремной дворец, который должен был оставаться главным гражданским зданием Кремля. Тем не менее, на невиданные в России формы здания, его декоративное оформление, видимо, повлияли собственные впечатления Ильи Даниловича Милославского от архитектурных памятников Голландии, где он служил посланником с 1946 года.

На акварели неизвестного художника школы Алексеева, датируемой 1801 годом, изображен вид на дворец из его Южного двора. К этому времени здание уже подверглось некоторым переделкам, но еще сохраняло все основные объемы — завершения церкви, южное крыло с верхней галереей и крыльцом на резных белокаменных кубышках. Сейчас этот объем сильно изменен, но часть стен сохранилась от первоначальной постройки XVII века. Также интересен угловой переход, устроенный посредством диагональной арки, который соединял плоские кровли двух корпусов.

Как уже отмечалось, научные исследования дворца начались несколько десятилетий назад. Но лишь в конце 1990-х годов выяснилось, что декор восточного фасада был принципиально иной, гораздо более скромный, потому что парадными были южный и северный фасады, обращенные на улицу и во дворы палат. Ведь участок, на котором строился дворец Милославского был неудобным, вытянутым — с одной стороны, ограниченным кремлевской стеной, с другой — узкой Дворцовой улочкой. Когда реставраторам удалось освободить восточный фасад от штукатурки, открылся первоначальный облик пилястр и наличников. Похожий рустованный декор использовался на фасаде Кремлевского Патриаршего дворца и несохранившегося Конюшенного двора Кремля.

Исследования выявили уникальное конструктивное решение наклонных машикулей, которые поддерживают алтарь древней церкви. Белые квадратики, которыми «нашинкована» эта опора – это белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку для крепости. В толще стены они цепляются друг за друга, образуя прочную уравновешенную конструкцию. Подобное архитектурное решение диктовалось тем, что на четвертом этаже дворца расположилась церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, а иметь жилые помещения под алтарной частью было категорически запрещено. Поэтому церковный алтарь был вынесен за пределы дворца и опирался на скошенные подпорки — машикули. Известно, что Милославский бывал и в Голландии, и в Германии, поэтому архитекторы, скорее всего, были приглашены из центральной Европы. Четвертый же этаж надстроен над боковыми крыльями фасада позднее, прежде на его месте была плоская кровля и висячие сады. Древний фасад, очень мало напоминал стилистику оформления, доставшуюся нам после перестроек XIX века. От нее остались только портал и три окна над ним. Изначально на этом месте ни окон, ни портала не было — глухая стена с дверным проемом и арка перехода, который вел в службы, расположенные по другую сторону Дворцовой улицы. Этот переход был достроен уже после смерти Милославского, когда палаты отошли в дворцовый приказ.

Цвет фасада неслучаен, он был обнаружен реставраторами во время натурных расчисток внешних стен. Покраска позволяет представить, как все это было в пространстве – узкая кремлевская улица и нависающий над ней объем храма, который необходимо было как-то выделить. Краску экономили и в результате окрасили только верхнюю часть здания. Кроме того, в древних наличниках окон варьировались зеленый, синий, красный и белый цвета.

Купольные навершия церкви и ее звонницы восстановлены практически целиком, и с очень большой степенью достоверности. Во время архитектурно-исторических изысканий на чердаке были обнаружены отчетливо сохранившиеся очертания треугольных фронтонов и основания закомар. Основания малых купольных барабанов сохранились, а от главного остался отпечаток на своде. Было найдено множество остатков кирпичного и белокаменного декора, огромное количество первоначальных архитектурных деталей. В результате реставрация и реконструкция древнего здания проходили успешно, лишь некоторые фрагменты декора были дорисованы по аналогам.

У реставраторов было много вопросов по северному фасаду. К нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, которое было разобрано еще в XVIII веке. Большая часть нынешнего фасада изначально была внутренней частью интерьера дворца. С этим было связано вынужденное решение покрасить красным часть современной внешней стены, которая при постройке такой не была, чтобы связать ее с западным фасадом.

Южный фасад тоже весьма интересен. На нем расчищена подлинная каменная резьба парадных наличников и междуэтажного карниза. Изначально внизу окон было некое заполнение, скорее всего балясинки. Все это фрагментарно сохранилось. А каменная резьба продолжалась и на внутренней поверхности окон.

Наличники на фасадах дворца — нескольких типов. Сюжеты резьбы фронтонов не повторяются — это звери, люди. Эти нижние, «висячие» части у половины окон были утрачены. На их месте появлялись различные вставки. Так, геральдический орел в центре — вставка, а птицы по краям наличников — старые. При проведении реставрации была проведена огромная и кропотливая работа многих художников и реставраторов.

В самом начале XIX века Потешный дворец был приспособлен под квартиры коменданта Кремля и других дворцовых служащих. Тогда же домовая церковь была упразднена и ее купола разобраны. Жилые помещения в Потешном дворце сохранялись вплоть до конца 1950-х годов. После 1918 года в разное время здесь находились квартиры И.В. Сталина, его родственников Аллилуевых, А.В. Луначарского, Н.И. Бухарина, коменданта Кремля Р.А. Петерсона и многих других видных государственных и партийных деятелей. В настоящее время это одно из административных зданий Московского Кремля.


Автор - С. Девятов


.