НовостиПишите намПоискАрхив

Мотор для цесаревича
После него на «Малышке Пежо» учились ездить пионеры

…Официальное покровительство Николая II развитию автомобильного дела в России оформляется в 1910 году. В это время произошло несколько важных для автомобильного мира России событий. Во-первых, 19 декабря 1909 года Российское автомобильное общество переименовали в «Императорское» (ИРАО). Покровительство Николая II существенно повышало статус этой организации. Весьма важно и то, что президентом ИРАО стал министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс. Вице-президентами также были люди, близкие к императорскому двору, – князь А.Д. Оболенский и флигель-адъютант В.В. Свечин, фактический руководитель ИРАО и «душа русского автомобилизма и спорта».

Во-вторых, в 1910 году ИРАО организовало и провело масштабные автомобильные гонки, которые иностранная пресса назвала гонками на «Кубок царя». Трасса, протяженностью более 3200 км, начиналась в Санкт-Петербурге, проходила через Псков – Витебск – Могилев – Киев – Гомель – Рославль – Москву – Тверь – Новгород, и завершалась опять в Петербурге.

Участники соревнований были разделены на две категории. В первой выступали профессионалы (красные стартовые номера), во второй – любители (синие номера). В этих гонках приняла участие даже женщина – одна из первых русских автомобилисток княжна С.А. Долгорукая на автомобиле «Delaunay-Belleville». Стартовали гонки 16 июня 1910 года в Царском Селе, близ Орловских ворот. На торжественной церемонии присутствовал военный министр В.А. Сухомлинов.

Среди участников гонок на «Кубок царя» был и личный шофер Николая II, заведующий Технической частью Императорского гаража А. Кегресс, который выступал в категории «профессионалов» под №39. Безусловно, его участие в соревнованиях было санкционировано непосредственным начальством – князем В.Н. Орловым и, возможно, министром Императорского Двора В.Б. Фредериксом. Конечно же, об этом знал и Николай II, который лишался на время гонок личного шофера. Вне всякого сомнения, у Кегресса были весьма высокопоставленные болельщики.

Можно также утверждать, что А. Кегресс выступал на собственном автомобиле. В списке участников его автомобиль был заявлен под маркой «Ф.Л.» с двигателем в 8 л.с. Надо заметить, что это был самый маломощный двигатель среди машин всех участников гонки. Самым мощным был двигатель в 24 л.с. у «Опеля». По результатам гонки Кегресс набрал всего 5 штрафных очков, против 24 штрафных очков у «Опеля». Но, естественно, на своем маломощном автомобиле он не значился среди лидеров гонки. Тем не менее, соотечественники А. Кегресса из Французского автомобильного общества сочли возможным наградить его почетной медалью третьей степени.

На этой гонке, кроме главного «Кубка царя», было еще множество других наград, учрежденных членами императорской фамилии. Например, участников награждали кубками великого князя Андрея Владимировича, великого князя Сергея Михайловича, великого князя Кирилла Владимировича, великого князя Бориса Владимировича, великого князя Михаила Александровича, великой княгини Марии Павловны. «Кубок царя» получил гонщик Вилли Пеге на автомобиле «Мерседес», мощностью в 13 л.с., который прошел весь маршрут без штрафных очков.

15 января 1911 года министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс представил царю отчетный доклад по итогам проведенных гонок. Николай II наложил на текст доклада резолюцию: «С большим удовлетворением ознакомился с деятельностью Императорского Российского автомобильного Общества за 1910 год и желаю ему впредь дальнейшего развития и успеха». Кроме этого пожелания, царем были пожалованы императорские призы для автопробега 1911 и 1912 годов…

…Примечательно отношение императорской семьи к сохранению ландшафта вокруг своих крымских резиденций. Еще при Александре II последовал запрет на строительство железных дорог в Крыму. Это распоряжение было подтверждено Александром III. Поэтому на появление первых автомобилей близ Ливадии требовалось личное разрешение императора. Генерал А.А. Мосолов упоминает в своих записках, что в 1901 году бывший конногвардеец Квитко-Основьяненко привез в Ялту автомобиль. Полиция запретила ему ездить, поскольку он пугал лошадей. На горных дорогах Крыма это могло привести к несчастным случаям. Квитко обратился к графу В.Б. Фредериксу с просьбой отменить запрет, приводя в пример Европу, где автомобили могли ездить свободно даже в горном Тироле. Дело передали на рассмотрение царю. Николай II кратко ответил: «Мой дорогой граф, пока я живу в Ливадии, автомобилей в Крыму не будет».

Однако позже, по мере вхождения «самоходных экипажей» в повседневную жизнь императорской семьи, Николай II поменял свое отношение к этой проблеме. Способствовал тому и несчастный случай, произошедший с царем в Крыму в 1909 году, когда он совершал верховую прогулку близ Массандры. Во время сильного дождя конь царя поскользнулся на мокрой глине, и Николай II упал, сильно ударившись боком. Он сумел забраться в седло и вернуться в Ливадию. Императрица была очень напугана произошедшим и просила царя не ездить верхом. В результате вскоре после этого в Ливадии появились автомобили, и был построен роскошный гараж, для которого закупили «Роллс-Ройсы» «Серебряный Призрак». С тех пор водителям Гаража пришлось осваивать специфичные крымские дороги.

Во время отдыха в Ялте «мотор» позволял царской семье быстро добираться до самых дальних имений – Кучук-Ламбата, на Бешуйскую дачу. К государеву охотничьему домику было даже проложено так называемое «Романовское шоссе», проходившее через самое высокое плато Крымских гор – Бабуган-яйлу. Кстати, именно оно, наряду с Волхонским шоссе под Петербургом, стало прототипом появившихся позднее «правительственных трасс»…

…Николай II на протяжении длительного времени отслеживал становление и развитие автомобильного рынка в России. Судя по всему, он достаточно хорошо представлял себе технические особенности ведущих автомобильных марок. Но при этом ни в одном из документов и дневниковых записей он не называет ни одной автомобильной фирмы. В своих записях он прибегал к словам «мотор», «помоторили», изредка «автомобиль». Объясняя это, некоторые авторы ссылаются на якобы плохую память Николая II, который не мог запомнить ни одной автомобильной фирмы. А к 1917 году в собрании автомобилей Императорского гаража были самые различные марки автомобилей: «Renault», «Berliet», «Mercedes», «Packard», «Peugeot», «Vauxhall», «Serex», «De Dion Bouton», «Turcat-Mery», «Brasier», «Fiat», «Dietrich», «Renard», «Benz».

Говоря о памяти царя, следует подчеркнуть, что у всех Романовых, начиная с Николая I, современники отмечали наличие феноменальной памяти на лица и на имена. Это была наследственная черта Романовых, которая была важнейшей частью их «царской профессии». Один раз поговорив с представившимся человеком, Романовы могли вспомнить его имя и обстоятельства разговора спустя десятилетия. Конечно, это производило на их собеседников неизгладимое впечатление. Эта черта фиксировалась современниками в дневниках и мемуарах. Так, мемуаристы вспоминали, как Николай II рассказывал, что он, когда его одолевает бессонница, начинает перечислять полные названия полков русской армии и обязательно засыпает, когда доходит до запасных полков. При этом следует отметить, что этих полков была не одна сотня, с достаточно сложными названиями.

Вероятно, причина индифферентности Николая II к автомобильным маркам заключается в особенностях его «царской ментальности». Для него, выросшего наследником-цесаревичем огромной державы, было совершенно естественным, что в его Гараже собраны все необходимые автомобили. С соответствующим уровнем комфорта, поскольку вопрос об их стоимости просто не стоял. Речь могла идти о скорости, о надежности, об особенностях отделки, но не о стоимости автомобиля. Дорогие автомобили для Николая II были просто естественной частью его повседневной жизни. Поэтому не стоило утруждать себя упоминанием конкретной его марки. Он оставался августейшим автомобилистом-пользователем, который берет под свое крыло новое явление, понимает его значение для страны, но не снисходит до мелочей.

Говоря об этом, можно привести пример с собаками Николая II. В его жизни было два «собственных» пса, допущенных в его комнаты. В дневнике он часто называет их по именам – «Ворон» и «Иман». После того как «его» собаки умерли, рядом с Николаем II продолжали оставаться собаки, но они были просто «частью пейзажа» и, даже гуляя с ними, он не выделял их по кличкам, а так и писал в дневнике – «гулял с собаками». Наверное, если бы какой-нибудь из автомобилей был выбран и куплен лично им, он стал бы «своим» и вполне возможно царь упомянул бы название фирмы, собравшей этот автомобиль.

…Надо отметить, что князь В.Н. Орлов всячески поддерживал увлечение царской семьи автомобилями. Так, с его подачи цесаревичу Алексею был подарен крохотный двухместный автомобиль «Bebe Peugeot» с двигателем в 10 л.с. Его размеры составляли 2445 на 1140 мм.

Первая модификация этого автомобиля впервые была выставлена на автосалоне в Париже в 1904 году. На пилотной модели был установлен одноцилиндровый двигатель. Эту модель с последующими ее модификациями производили вплоть до 1916 года. Впервые она появилась на выставке в Петербурге в 1907 году. Надо заметить, что французская автомобильная фирма «Пежо» в начале XX века в русле веяний того времени стремилась создать дешевый автомобиль, максимально простой, надежный и приспособленный к городским условиям. Для этих целей в компанию приглашается выдающийся инженер и дизайнер Э. Бугатти. Созданная им «Малышка Пежо» стала прообразом европейского «народного автомобиля».

В 1912 году «Пежо» выпустила обновленную модель «Bebe Peugeot», которая имела уже четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом в 855 см3 и развивала мощность в 10 л.с. Модель впервые была представлена публике на Парижском автосалоне в 1912 году. В Россию она попала в мае 1913 года на IV Международную автомобильную выставку в Санкт-Петербурге. Ее цена составляла около 4000 франков (с кузовом). Так как в 1913 году один франк «весил» 0,37 руб., в России эта машина с учетом налогов стоила 1900 руб.

В результате организационных усилий князя Орлова один автомобиль «Peugeot» был продан прямо с выставки в Императорский гараж. После закрытия выставки туда был продан еще один такой же автомобиль. Покупка была не одномоментной, видимо, потому, что прямо с выставки в Гараж царя попал большой «Peugeot», а приобретение еще нескольких автомобилей той же марки заложили в смету расходов на следующий, 1914 год. Покупку «Bebe Peugeot» приурочили ко дню ангела наследника, 10-летнего царевича Алексея. Машину он получил в воскресенье 5 октября 1914 года, а уже в четверг, 9 октября, император Николай II записал в своем дневнике: «Сделал хорошую прогулку с Мари и Анастасией. Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему 5 октября маленьком моторе».

Фирма в рекламных целях всячески подчеркивала свой успех на выставке, связанный с продажей нескольких автомобилей в Императорский гараж. Так, в опубликованном отчете о выставке подчеркивалось, что «выставленный на стенде «Bebe Peugeot» с двухместным корпусом «Торпедо» был вполне готов к выезду, снабжен всеми принадлежностями – верхом, стеклом, фарами и пр. Необычных размеров автомобиль привлекал всеобщее внимание. Корпуса автомобилей работы специалистов-каретников отличались обычным французским изяществом. Один из экспонировавшихся автомобилей был продан Императорскому гаражу».

Через год фирма послала запрос о том, как работает ее продукция. В ответе, полученном 14 марта 1914 года, значилось: «Управление Собственного Его Императорского Величества Гаража имеет честь уведомить Вас, что приобретенные на выставке два автомобиля, один типа «148» с кузовом «лимузин» Кельнера и другой типа «145 Спорт», оказались во всех отношениях превосходными». Этот ответ, подписанный «за инспектора Гаража Высочайшего двора» гофмейстером Федосеевым, французская фирма использовала в рекламных целях. Факсимиле письма печаталось в автомобильных изданиях рядом с рекламой «Peugeot». Но надо заметить, что эта марка автомобилей не была широко распространена. К середине 1914 года в Петербурге было зарегистрировано только восемь легковых «Peugeot».

Поскольку у всех членов императорской семьи были свои фотоаппараты, сохранилось несколько фотографий, на которых наследник-цесаревич сам сидит за рулем. Конечно, «водил» автомобиль Алексей не часто. Родители не могли позволить, чтобы больной гемофилией мальчик попал в какую-нибудь неприятность, связанную с автомобилем, поскольку любая травма, полученная в аварии, могла стать для наследника фатальной. Этот маленький автомобиль совсем не был игрушкой. Несмотря на то, что машина была очень легкой (350 кг) и имела в длину около двух с половиной метров, однако 10-сильный двигатель позволял ей развивать скорость до 60 км в час. Поэтому маленькому царевичу разрешалось ездить по аллеям Александровского парка лишь на первой передаче.

Любопытно, что история «Малышки» прослеживается вплоть до 1942 года. После того как машины Императорского гаража перешли в ведение гаража Временного правительства, «Bebe Peugeot», принадлежавший цесаревичу Алексею, был, видимо, оставлен в Царском Селе. И, судя по всему, исключен из списков Автобазы Временного правительства. На фотографиях 1920-х годов парадных интерьеров Александровского дворца он хорошо заметен в так называемом «Зале Горы». А в монографиях, изданных в 1920-х годах, указывалось, что в «Зале Горы» «стоял игрушечный автомобиль, подаренный кн. Орловым, и два экипажа с велосипедным ходом, подаренные Алексею». Примечательно, что дилетанты сочли «малолитражку» за «игрушечный автомобиль» цесаревича. Автомобиль простоял в этом зале вплоть до начала 1930-х годов. После того как в 1929–1930 годах выставку в Александровском дворце, посвященную повседневной жизни последней императорской семьи, ликвидировали, «Bebe Peugeot» был передан в Ленинградский дворец пионеров, располагавшийся в Аничковом дворце. В 1930-х годах на этом автомобиле учились ездить пионеры, посещавшие кружок автомобилизма. В 1942 году в Аничков дворец попала бомба, и автомобиль цесаревича был безвозвратно утрачен.



Автор - Подготовила к публикации Е. Прасолова

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©