НовостиПишите намПоискАрхив

Из истории древних святынь
Как выглядели Чудов и Вознесенский монастыри в XIV веке
Идея о возрождении на территории Московского Кремля двух древних монастырей, существовавших там до 30-х годов прошлого столетия, в последние месяцы активно обсуждается в средствах массовой информации. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с интересными фактами, связанными с возведением и использованием этих построек в разные исторические периоды.

Представим себе древний Кремль, во многом не сохранившийся до наших дней. Сразу справа от угла Спасской башни находился Вознесенский девичий монастырь, или Стародевичий, как он назывался до начала XIX века. Монастырь включал в себя три храма, и имел правильную прямоугольную форму. Обитель была основана в 1387 году вдовой Дмитрия Донского, великой княгиней Евдокией. Здесь она приняла постриг в 1407 году, здесь же, в заложенной ею каменной церкви Вознесения, была похоронена. Тогда, в начале XV века, было положено начало традиции захоронения в этом монастыре великих княгинь и цариц. Мужской же некрополь правителей России издревле располагался в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался и изменялся. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся пожары. Вознесенский собор был выстроен на месте старой церкви с таким же названием в 1519 году и сохранил многие архитектурные черты своего древнего предшественника. В юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Захоронения высшей женской знати государства проходили здесь с 1407 по 1731 год. В храме покоились жена Ивана III — Софья Палеолог, мать Ивана Грозного — Елена Глинская, мать Петра Великого — Наталья Кирилловна, в девичестве Нарышкина, и многие, многие другие.

Но наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря была церковь Великомученицы Екатерины, открывающая своим парадным фасадом северную часть Спасской улицы Кремля. Внешний вид этого храма, пожалуй, был самым необычным из всех построенных на территории Московского Кремля. Заложен он еще в конце XVI века при царе Федоре Ивановиче. В следующих веках его неоднократно подновляли и перестраивали. Свой привычный для москвичей вид он обрел в 1806–1817 годах по проекту архитектора Росси. Символично, что при последнем строительстве и архитектурном декорировании этого храма были использованы «освященные камни» из аккуратно разобранного в то время в Кремле Николо-Гостунского собора, расположенного метрах в ста пятидесяти от Спасской башни на территории современной Ивановской площади.

Церковь Великомученицы Екатерины была оформлена в неоготическом стиле и выглядела очень гармонично на фоне готических же стилизаций в архитектуре верхних ярусов Спасской башни. Таким образом, главный парадный въезд в Кремль встречал гостей пусть и не привычными русскому человеку декоративными образами западноевропейского оформления храма, но величественным и запоминающимся художественным ансамблем.

В конце XIX века эта церковь была полностью отреставрирована, специально для нее заказан и смонтирован мраморный иконостас. Внутренние пространства церкви также имели в своем интерьере готические детали, но по оформлению это был традиционный православный храм с двумя приделами: Казанской иконы Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.

Стоя на верхнем гульбище Спасской башни, декорированном теми же готическими элементами, что и храм, можно было почувствовать художественное единение этих кремлевских построек. Стоит отметить, что архитекторы называли Екатерининскую церковь лучшей постройкой в неоготическом стиле в Москве. Так что ее присутствие в Кремле не выглядело как инородный элемент в общем художественном ансамбле. При этом русско-православный характер этой церкви подчеркивался традиционными для старинной архитектуры куполом и барабаном, хоть и прорезанными высокими и узкими готическими окнами. Венчал же золотой купол большой православный крест, достигавший по высоте уровня верхнего гульбища Спасской башни. Этот крест был развернут перпендикулярно парадному фасаду церкви и обращен одной стороной на Спасские ворота, а другой — на Соборную площадь.

Если посмотреть правее готического храма, во внутренний дворик Вознесенского монастыря, то недалеко от западного утла Спасской башни можно было заметить небольшую древнюю церковь Михаила Малеина. Она была построена в первой трети XVII века настоятельницей Вознесенского монастыря Марфой Романовой, матерью первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Храм возведен в лучших традициях самобытной русской церковной архитектуры. Он освящен в честь святого Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила. Здесь же был придел в честь святого Федора Пергийского. Его появление в этом храме вполне логично. Дело в том, что муж Марфы имел светское имя Федор, хотя в историю России он вошел как патриарх Филарет.

В православной традиции дореволюционной России женский монастырь был, пожалуй, наиболее уважаем и почитаем. Именно отсюда в поминальные родительские дни начиналось шествие русских государей. Сначала они навещали могилы великих княгинь и цариц, и только после этого направлялись к склепам царей в Архангельский собор.

Во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, впрочем, как и Спасская башня, сильно пострадал. В 1918 году по указанию ВЦИК и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля, здесь же разместили кооператив «Коммунист», в Екатерининской церкви предполагали сделать гимнастический зал.

В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги цариц, из ризницы и иконостасов вывезли в Оружейную палату, другие музеи и Гохран все ценности, богослужебную утварь, иконы и уникальные книги. Кремлевские архитекторы и музейные работники успели за считанные дни провести натурные обмеры монастырских зданий до их уничтожения. Но археологические раскопки на этой древней территории практически не начинали. Исполняя волю советского государства и коммунистической партии, монастырь частично взорвали, частично разобрали. Небольшое количество археологических артефактов было найдено случайно, при подготовке котлована под новое строительство.

Такая же судьба в то время была уготована еще двум уникальным архитектурно-художественным комплексам Московского Кремля. В том же году были взорваны и разрушены Малый Николаевский дворец и один из древнейших и наиболее почитаемых православными среди московских мужских монастырей — Чудов монастырь…

… Чудов монастырь был основан в 1365 году святым митрополитом Алексием — воспитателем и духовным наставником легендарного князя Дмитрия Донского. В 1357–1358 годах митрополит предпринял поездку в Золотую Орду. Официальным поводом для визита стала болезнь глаз и, как следствие, слепота Тайдулы — любимой жены хана Джанибека. По преданию, митрополиту удалось молитвами и святой водой вернуть ханше зрение. В знак благодарности она подарила церкви участок земли в Кремле, где на тот момент находился ханский конюшенный двор.

Видимо, тогда же в Орде прошли и политические переговоры. Во всяком случае, митрополит Алексий привез в Москву грамоту об освобождении от податей Русской православной церкви и уникальный ханский перстень с изображением дракона. Эта историческая реликвия хранится сейчас в Оружейной палате.

На месте конюшенного двора митрополит заложил церковь, которая получила название Чудовской. Именно от этой церкви позднее произошло и название монастыря. После канонизации в середине XV века, мощи святого митрополита Алексия неоднократно перевозились из храма в храм, но их главным местом пребывания стала проходная арка между церковью Святого Алексия и церковью Благовещения Богородицы в Чудовом монастыре.

Еще век назад монастырские постройки находились в самом центре восточной части Ивановской площади. С нее был виден двухэтажный главный корпус, выдержанный в кирпично-красных и белых тонах. Здание довольно приземистое, характерное для древнерусской традиции гражданского строительства. Взгляд останавливался лишь на элегантном обширном парадном крыльце, построенном значительно позднее самого корпуса, в конце XVIII века, архитектором М.Ф. Казаковым. Это крыльцо опиралось на восемь белых колонн, расположенных в два ряда, и завершалось одной строгой классической аркой по центру и четырьмя вытянутыми вверх — по бокам. За крышей главного корпуса виднелись многочисленные золотые купола соборов и церквей.

Во внутреннем дворе монастыря многие века сохранялась уникальная по своим архитектурно-художественным качествам скромная одноглавая церковь Чуда Архистратига Михаила. Она была построена в 1501–1504 годах, и по своим гармоничным пропорциям и декоративному оформлению по праву считалась одной из вершин традиционного церковного строительства своего времени.

Название церкви дала дата чудесного исцеления жены ордынского хана. Произошло оно в день, когда в русской православной традиции отмечается праздник, посвященный одному из чудес, совершенных архангелом Михаилом. Выделялась церковь среди других московских храмов и своим иконостасом. Его несколько раз переделывали, но в верхних ярусах сохранялись иконы старинного письма XVI — начала XVII века.

Интересной по внешнему облику была общая церковь Митрополита Алексия и Благовещения. Сверху со Спасской башни отчетливо просматривались десять ее глав. Она вплотную примыкала к главному монастырскому корпусу и знаменита тем, что являлась единственной церковью в Кремле, спроектированной и построенной по царским чертежам. Сводный брат Петра I — царь Федор Алексеевич в 1679 году нарисовал план церкви и определил место ее положения на монастырском чертеже, одновременно утвердив план восстановления во всем величии и красе и с частичной перестройкой древней святой обители. Уже в следующем году строительство было завершено. Две церкви, объединенные под одной крышей, не характерны для русской православной традиции. Но здесь это стало оправданным шагом. Монастырь был мужским, а посему Алексеевская церковь предназначалась только для монахов. Женщины же могли находиться в Благовещенской, в которую был сделан отдельный вход для монахинь.

В подклете храма Святого Алексия, непосредственно под мощами святого, в 1906 году была построена часовня-усыпальница великого князя Сергея Александровича — младшего сына императора Александра II, московского генерал-губернатора. В 1906 году он погиб в результате террористического акта — взрыва недалеко от Никольской башни Московского Кремля. Супруга великого князя Елизавета Федоровна в память о муже основала в Москве на Большой Ордынке широко известную Марфо-Мариинскую женскую обитель. С верхней площадки Спасской башни хорошо видны возрожденные в начале нового тысячелетия церкви и корпуса этого монастыря.

После сноса Чудова монастыря в 1929-1930 годах склеп великого князя оказался на территории расширившей свои границы Ивановской площади. В середине восьмидесятых годов прошлого века склеп был случайно вскрыт во время земляных работ. Ряд обнаруженных предметов был отправлен в Оружейную палату, сама же усыпальница законсервирована. В 1995 году Президент России Б.Н. Ельцин распорядился найти место захоронения великого князя. Работа была поручена коменданту Московского Кремля, тогда генерал-лейтенанту М.И. Барсукову. Карт и планов предыдущего вскрытия не сохранилось, так что к работе были привлечены специалисты-геофизики, занимающиеся подземной разведкой. Они смогли точно определить место подземной усыпальницы, и останки Сергея Александровича были вновь обретены. Тогда было принято решение об их перезахоронении в Новоспасском монастыре в Москве, где находится родовое место захоронения дворянской семьи Романовых. По Москве прошел пышный крестный ход, возглавляемый Святейшим Патриархом, и останки великого князя Сергея Александровича нашли последнее упокоение в фамильном склепе.

В Алексеевском храме крестились многие российские государи, причем начало этой традиции положил Иван Грозный, крестивший здесь своих детей — Ивана, Федора и Евдокию. Здесь же крещен отец Петра Великого — царь Алексей Михайлович, впрочем, как и сам первый российский император Петр и некоторые из его наследников, в частности, император Александр II.

Во время обширной реставрации и перестройки Кремля, предпринятой императором Николаем I во второй четверти позапрошлого века, в церкви был установлен уникальный бронзовый иконостас, отделанный по фасаду золотыми и серебряными листами. Поставщик императорского двора ювелир Сазиков отлил за свой счет по чертежам академика Императорской художественной академии Быковского Царские врата для этого иконостаса. Они были выполнены из чистого серебра и весили без малого два центнера. Из чистого серебра были сделаны и сень над престолом, и ковчег, и подсвечники, и даже кресло митрополита за алтарной преградой.

История Чудова монастыря тесно связана со многими историческими событиями Российского государства. Именно сюда по великокняжескому повелению Василия II в 1441 году был заточен митрополит Исидор, который поддержал идею Флорентийской унии, считавшей необходимым присоединение православия к католицизму. Более чем через полтора века сюда же был посажен польскими оккупантами патриарх Гермоген, выступивший против поляков и отказавшийся благословлять Марину Мнишек. Здесь же, в подвале, он скончался от голода.

Еще один поворотный момент в истории России произошел в стенах монастыря, а если быть точным — в Благовещенской церкви. Именно здесь 12 декабря 1666 года проходил церковный суд над патриархом Никоном. За возведенную на царя Алексея Михайловича хулу и вмешательство в светские государственные дела, суд лишил в недавнем прошлом всесильного патриарха и близкого друга царя духовного сана, и приговорил его к ссылке в Соловецкий монастырь.

В 1917 году несколько снарядов разорвались на территории монастыря, были повреждены церкви и главный корпус. В 1918 году отсюда выселили монашескую братию, а помещения стали использовать как общежитие, здесь же открыли кооперативный магазин для новых жителей Кремля. С того же года прекратились все богослужения в церквях.

В декабре 1929 года была снесена древняя Чудовская церковь, а в начале 1930-го эта участь постигла и другие монастырские церкви и корпуса. На этом месте готовилось большое новое строительство, и расчистка древней кремлевской территории проводилась быстро и решительно. Музейным работникам Кремля и историкам удалось спасти и перевезти в фонды Оружейной палаты и других музеев наиболее ценные иконы и часть церковной утвари и святынь. На этом уникальная история Чудова монастыря завершилась, и его светлый образ остался только в памяти и сердцах россиян.


Автор - По материалам книги С.В. Девятова «Московский Кремль»
25.11.2014     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©