НовостиПишите намПоискАрхив

Лимузин под броней
Отличить его от обычного в СССР могли лишь специалисты
Обеспечение безопасности руководителей государства во время их поездок в автомобиле всегда было одной из самых сложных и ответственных задач для сотрудников охраны. Поэтому и защищенные машины появились в СССР уже в 1930-е годы — их специально приобрели за рубежом.

Советские конструкторы также активно работали над созданием подобных автомобилей, и в 1947 г. был выпущен знаменитый ЗИС-115 — первый отечественный автомобиль с бронекапсулой.

Закупки автомобилей скрытого бронирования начались в середине 1936 г.: в Северо-Американских Соединенных Штатах было заказано 14 защищенных автомобилей «Паккард» 1936–1937 модельных годов. Все машины имели полностью бронированный изнутри кузов; толщина брони составляла 6,3 мм. Внутренняя обивка салона крепилась через деревянные брусья, что соответствовало тогдашней технологии производства заказных кузовов. Имелись пулестойкие стекла толщиной 76 мм, поворотные форточки окон также были выполнены из пулестойкого стекла с металлической окантовкой. Чтобы компенсировать возросший вес, вместо стандартного 175-сильного двигателя автомобиль оснащался 180-сильным мотором.

Несмотря на солидную защиту всего периметра, пола и потолка, автомобиль остался быстрым и хорошо управлялся. Это был один из основных автомобилей И.В. Сталина, который использовался во многих путешествиях — как по югу страны, так и за рубежом во время международных конференций.

По мере наращивания поставок и другие руководители высшего ранга тоже пересели на бронированные версии автомобилей «Паккард». К 19 декабря 1947 г. в гараже числилось девять основных и два резервных «Паккарда».

Первые работы по созданию отечественного автомобиля скрытого бронирования начались в СССР в 1940 г. в «Экспериментальном цехе авто-исследовательского отделения завода ЗИС» — так он тогда именовался. Автомобиль на базе серийного ЗИС-101 должен был иметь шестиместный кузов типа «лимузин» с внутренней перегородкой между сиденьями и защиту кузова, включающую 70-мм пулестойкие стекла. При этом полный вес автомобиля не должен был превышать 4360 кг.

Экспериментальный автомобиль ЗИС-101Э был собран к концу марта 1940 г. В качестве защитного материала была использована лучшая авиационная броня, разработкой которой занимались специалисты Всесоюзного института авиационных материалов. Комплект этих пластин изготовили на заводе в Подольске.

Листы стального бронированного панциря разместили под обычной стальной обшивкой и декоративной отделкой салона. Летом 1940 г. автомобиль успешно прошел огневые испытания, и даже с дистанции стрельбы значительно меньшей, чем задавалось по документации.

Отдельно нужно сказать об экспериментальных колесах, вернее — специальных покрышках и сдвоенных по диаметру камерах модели «500», произведенных на заводе «Красный Треугольник». Эти камеры монтировались и размонтировались без проблем; давление в передних было 2,5, а в задних — 3,5–4 атмосферы. Но ни одна из них не закончила испытания по причине отрыва вентиля или разрыва внутренней перегородки. Максимальный пробег камер составил 437 км, покрышек — до 3000 км. При проколе или разрыве покрышки и повреждении одной из двух секций камеры машина могла проехать не менее 400 м при скорости в 90 км/ч до полной остановки. Скорость движения была заявлена до 100 км/ч.

Но и чрезмерный вес, и недостаточное количество комплектующих, и начавшаяся война заставили отложить производство собственного бронеавтомобиля.

До появления в 1947 г. новой модели ГОН использовал «Паккарды» для обслуживания руководства страны, а в сопровождении обычно шли машины охраны — «Линкольн» (Lincoln модели КВ) с откидным верхом в голове кортежа и два ЗИС-101А или закрытых «Линкольна» в хвосте кортежа.

Качественная работа и солидный внешний вид автомобилей «Паккард» не были забыты, как и не забылась любовь И.В. Сталина к автомобилям этой марки. Все это в совокупности и получило дальнейшее развитие при создании новой модели ЗИС-110.

Параллельно с созданием нового флагманского автомобиля, разработанного в тяжелейшие годы войны и увидевшего свет уже после ее окончания, готовилась и бронированная версия, которую также разрабатывал талантливый конструктор А.Н. Островцев.

Первое время в заводских документах автомобиль именовался ЗИС-110С (специальный), а затем ему присвоили индекс ЗИС-115. Некоторые образцы этого бронеавтомобиля, выпускавшегося с 1947 по 1956 г., дожили и до наших дней. Так чем же отличался бронированный вариант с полностью защищенным салоном от обычного, не бронированного? Сегодня такой тип бронирования, выполненный в заводских условиях на стадии сборки автомобиля, называют заводской бронекапсулой. Тогда бронекапсула, или «Изделие 100», производилась на военном заводе и доставлялась в условиях повышенной секретности на завод ЗИС, где на нее и навешивалось небронированное оригинальное оперение, делавшее бронеавтомобиль максимально неотличимым от обычного автомобиля. Делалось это долгие годы в созданном в июле 1945 г. спеццехе №6 завода ЗИС (позднее ЗИЛ).

Для компенсации избыточного веса ЗИС-115 — а автомобиль весил около 4150 кг (с небольшими вариациями, в зависимости от комплектации) — усиливалась подвеска; устанавливались усиленные мосты; двигатель был форсирован и развивал мощность до 162 л.с. против стандартных 140 л.с. На автомобиле имелись два аккумулятора, основной и резервный, оба шестивольтовые. Были установлены двух- и трехтональные звуковые спецсигналы и дополнительная фара посередине бампера, используемая как дальний свет при выключенных основных и включенных габаритах в условиях плохой видимости. Все жизненно важные функции автомобиля дублировались. Например, дополнительная вибрационная система зажигания при выходе из строя основной системы зажигания позволяла плавно двигаться со скоростью 80–90 км/ч в течение 30 часов.

Обе задние и правая передняя дверь были снабжены дополнительными цепочками-ограничителями для устранения возможности самопроизвольного открытия на ходу. Автомобиль мог весьма легко трогаться и передвигаться со скоростью чуть выше 100 км/ч. Но не более: при его недостаточно совершенных тормозах вся надежда была на правильную организацию движения кортежа, который должен был трогаться по требованию первого лица и передвигаться по маршруту, выбранному им из нескольких ранее согласованных.

Снаружи бронеавтомобиль был почти неотличим от серийного, за исключением деталей, которые можно было рассмотреть лишь вблизи. Диаметр колес был увеличен лишь на один дюйм; специальная резина, разработанная на Ярославском шинном заводе, имела размер 7.50-17. Она была слегка коричневатой по цвету и без стандартных белых вставок на боковинах. Более выпуклые колпаки колес скрывали ступицы усиленных мостов. К другим особенностям относились пулестойкие стекла толщиной 70 мм с гидроподъемниками во всех дверях, поворотные форточки передних дверей. Все было продумано — вплоть до таких мелочей, как сменные капсулы с силикагелем, препятствующим запотеванию стекол. На двух первых машинах 1947 г. устанавливались стекла толщиной в 95 мм, но затем решили не перегружать машину и обойтись 70-миллиметровыми. Интересно, что все пулестойкие стекла были плоскими, как и на стандартном автомобиле, за исключением заднего, немного изогнутого. Из этого трудного положения конструкторы вышли оригинальным образом: снаружи поместили обычное гнутое стекло, под которым расположили пулестойкое, с рамкой и внутренним оформлением под оригинал.

Было изготовлено примерно 55 экземпляров бронеавтомобилей, если судить по серийному номеру одного из последних, документы на который сохранились. Однако сейчас точное количество произведенных бронеавтомобилей трудно подсчитать, так как часть машин была утилизирована, часть попала в другие страны, часть передана на различные испытания и распродана. Известно о почти десятке экземпляров, сохранившихся до наших дней. Кстати, этот бронеавтомобиль стоял на вооружении в СССР до 1982 г.!

С приходом к власти Н.С. Хрущева бронированные автомобили были забыты и практически не использовались. На смену ЗИС-110 пришел более прогрессивный ЗИЛ-111 в различных модификациях, и хотя бронированные автомобили не были востребованы, работы над ними продолжались. Подтверждением тому являются сохранившиеся чертежи 1957–1958 гг., упоминающие о пятиместной бронированной машине под обозначением ЗИЛ-116. Этот защищенный автомобиль планировалось выпускать на базе ЗИЛ-111А, без перегородки и откидных сидений, со сдвинутыми немного назад передними сиденьями и подвинутым вперед задним диваном. Но образец так и остался образцом, который позднее был уничтожен.

Даже неудавшееся покушение террориста-одиночки В.И. Ильина на Л.И. Брежнева 22 января 1969 г. не заставило руководство страны пересесть на защищенные автомобили. Один из резонов тому — отличная работа организации охраны и... уверенность многих, даже зарубежных, специалистов, что в СССР все машины для руководства — бронированные.

Лишь в начале 1980-х гг. в СССР начались работы по созданию нового защищенного автомобиля. Этот период стал особой вехой в истории отечественного автомобилестроения. Ведь созданные в те годы бронированные ЗИЛы, равно как и ЗИСы, по праву можно назвать самыми качественными и надежными автомобилями для обслуживания первых лиц государства советских лет.

Подробнее об истории бронированных автомобилей в нашей стране можно узнать из новой книги, подготовленной Федеральной службой охраны РФ, — «Гараж особого назначения. 90 лет на службе Отечеству. 1921–2011».

Автор - Центр по связям с прессой и общественностью ФСО России

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©