НовостиПишите намПоискАрхив

Бесценная коллекция
Графа Орлова и Валентину Терешкову объединили алмазы
Более сорока лет на территории Московского Кремля работает Алмазный фонд России. Хранящиеся здесь коронационные драгоценности, шедевры ювелирного искусства XVIII–XIX веков, принадлежавшие членам императорской семьи, собрание редких камней, самородков золота и платины представляют собой огромную историческую, художественную и научную ценность. Недавно при содействии Федеральной службы охраны РФ был выпущен DVD-диск «Сокровища Алмазного фонда России», благодаря которому можно узнать об истории выставки и многих ее экспонатов. Сегодня мы знакомим читателей «РВ» с материалами, которые легли в основу этого программного продукта.

У истоков образования Алмазного фонда стоял еще император Петр I. Именно при нем была заложена государственная форма хранения особо ценных и значимых предметов, к которым в первую очередь относились коронационные регалии. Согласно утвержденному в 1719 году регламенту камер-коллегии, они обособлялись как «принадлежащие государству вещи» и хранились в рентерее — специальном сундуке за тремя замками. Только по воле государя три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел отдельный ключ, собравшись вместе, могли достать драгоценные предметы и предоставить их для участия царя в торжествах.

Политическая значимость и большая материальная ценность обусловили тщательность хранения символов монаршей власти, главными из которых были корона, держава и скипетр. Позже правила хранения государственных регалий распространились и на другие драгоценности, заказываемые для членов императорской фамилии и закупаемые казной для подарков и наград. Создание камеральной части в кабинете его императорского величества привело к юридическому оформлению выделения ценностей из частного имущества царской семьи. За ними был закреплен статус госсобственности.

При каждом новом императоре в устав камерального отделения кабинета вносились изменения, но порядок хранения и приобретения предметов оставался неизменным. В то же время по прихоти царствующих особ некоторые ценности продавались, другие подвергались переделке в угоду моде. Однако на протяжении всего времени существования сокровищницы, известной в последние годы правления Романовых как Бриллиантовая комната Зимнего дворца, она пополнялась редкими самоцветами, роскошными ювелирными украшениями, орденскими знаками, множеством самых разных драгоценных изделий.

XX столетие изменило судьбу царской сокровищницы. С началом Первой мировой войны в 1914 году и возникновением угрозы для Петербурга ценности из Бриллиантовой комнаты в числе многих других в спешном порядке были перевезены в Москву и помещены в кладовые Оружейной палаты. Там они и пролежали до января 1922 года, до образования комиссии по экспертизе и отбору ценностей. По ее решению множество предметов было передано различным российским музеям. Императорские регалии и коронационные бриллианты поступили в Гохран, образованный в 1920 году для учета и хранения ценностей и фактически ставший преемником царской казны. Тогда же они были определены как Российский Алмазный фонд.

В 1925 году коронационные драгоценности впервые публично демонстрировались в Доме Союзов, а в 1927 и 1933 годах значительная их часть по решению Совнаркома была продана на зарубежных аукционах. Оставшиеся драгоценности как наиболее значимые в историческом и художественном отношении составили основу выставки Алмазного фонда, организованной к 50-летию Советского государства в 1967 году. Планировалось, что она проработает в течение года. Но интерес к выставке со стороны соотечественников и зарубежных туристов был настолько велик, что по решению правительства ее преобразовали в постоянно действующую. За прошедшее время она пополнилась многими новыми экспонатами. Среди них — превосходные алмазы, которые начали активно поступать после открытия отечественных месторождений, редчайшие образцы золотых и платиновых самородков.

В 1970-х годах в Гохране начала работать экспериментальная ювелирная лаборатория, в которой рядом мастеров-ювелиров проводилась реставрация Большой императорской короны, Малой императорской короны и практически всех предметов ювелирного искусства, принадлежавших императорской семье. Были восстановлены по снимкам утраченные диадемы и иные ювелирные изделия. Более 100 современных работ — великолепных ювелирных украшений, выполненных этими мастерами, пополнили экспозицию Алмазного фонда.

О каждом из экспонатов сокровищницы можно рассказать многое. Особого внимания, конечно же, заслуживают коронационные императорские регалии, которые выставляются в зале исторических ценностей. Центром этой коллекции является Большая императорская корона, выполненная для коронации Екатерины II в 1762 году. Вступая на престол, будущая императрица пожелала иметь корону, превосходящую по роскоши и великолепию короны европейских монархов. Всего за два месяца мастера создали настоящий шедевр ювелирного искусства. Традиционная по форме, корона представляет собой два серебряных полушария, разделенных дугой и соединенных обручем-венцом. Всего для изготовления короны было использовано 4936 бриллиантов, а ее вес составил почти два килограмма! В ее основании — самый большой, идеально чистый солитер в 56 каратов, а венчает корону огромная, насыщенного красного тона благородная шпинель. Редкий по величине, красоте цвета и прозрачности камень был найден в памирской провинции Бадахшан, а в царскую сокровищницу он попал в 1676 году из Пекина, где ее купил по указанию Алексея Михайловича русский посланник Николай Спафарий. Впоследствии Большая императорская корона использовалась для священного коронования всех следующих монархов.

Вопреки слухам, корона никогда не покидала место своего постоянного хранения. В 1985 году она была отреставрирована специалистами лаборатории Гохрана. А для съемок фильмов, и в первую очередь популярного в 70-х годах прошлого столетия кинофильма «Корона Российской империи», мастерами «Мосфильма» была изготовлена ее копия из папье-маше с использованием стразов.

Другой примечательный экспонат Алмазного фонда, связанный с дореволюционным периодом истории нашей страны, — Малая императорская корона. Коронование императорской четы — возложение короны и на императрицу — было введено с 1797 года. Малая корона не являлась государственной регалией и считалась частной собственностью императрицы. Корона, которую мы видим на витрине, была заказана для коронования в 1856 году Марии Александровны, супруги Александра II. Она сделана из серебра, для ее украшения было использовано 1393 бриллианта и 2167 алмазов. При этом Малую императорскую корону можно назвать миниатюрной: ее вес составляет всего 378 граммов, а к прическе она крепилась специальной шпилькой.

В коллекцию императорских коронационных регалий, которые могут увидеть посетители сокровищницы, конечно же, входят скипетр и держава. Скипетр из золота (395 г) и серебра (60 г) был сделан в 1770-х годах. Венчает его всемирно известный алмаз «Орлов» и российский герб — двуглавый орел под тремя коронами, украшенный эмалью и бриллиантами. «Орлов» — один из крупнейших алмазов мира, получивший название по фамилии графа. Исторические данные о камне противоречивы, с ним связано много легенд. Бесспорно то, что происходит он из Индии, время его нахождения относится к XVI — началу XVII века. В свое время камень приобрел в Амстердаме Григорий Орлов. В день именин Екатерины II в 1773 году вместо традиционного букета цветов фаворит императрицы преподнес ей великолепный алмаз весом в 189,62 карата. Однако мало кому было известно, что истинная покупательница — сама императрица, и большую часть стоимости камня оплатил Кабинет двора. В скипетр он был вставлен в 1774 году.

Держава, представленная в экспозиции Алмазного фонда, изготовлена накануне коронации Екатерины II. При подготовке к церемонии найти «яблоко государево», которое использовалось при предыдущей коронации, не удалось. Меньше двух недель понадобилось ювелиру Г.-Ф. Экарту, чтобы представить новую державу — гладко отполированный золотой шар с бриллиантовой лентой. Для ее создания потребовалось 465 г золота, 305 г серебра, 1370 бриллиантов и 25 алмазов. А в 1770-х годах, при правлении Павла I, державу дополнил крупный овальный сапфир в 195 каратов.

В Алмазном фонде широко представлены изделия, которые характеризуют ювелирное искусство XVIII—XIX веков. Наиболее интересны здесь украшения, принадлежавшие императрице Екатерине II. В их числе — «Большой букет», который был сделан специально для корсажа парадного платья императрицы Екатерины II ко дню бракосочетания великого князя-наследника Павла Петровича с принцессой Вильгеминой Гессен-Дармштадтской. Украшение изготовлено из серебра (185 г) и сочетает в себе бразильские бриллианты (всего 659 шт.), колумбийские изумруды (324 шт.) и аметисты (4 шт.). Все цветы расположены в букете на разных уровнях и под разными углами к зрителю, что придает композиции объем и делает букет «живым». Другой шедевр ювелирного искусства в этом ряду — серьги-подвески, входившие в шпинелевый гарнитур Екатерины II. Серьги в виде подвесок, напоминавших канделябры — фигурные подсвечники, были довольно популярными в XVIII веке и именовались жирандолями. В этих изделиях из золота (30 г) и серебра (23 г) использовано 124 бриллианта и 18 шпинелей. Привлекает внимание и очаровательная подвеска, напоминающая ягоду малины, в основе которой — прекрасный ярко-розовый турмалин весом в 52 г (260 каратов). Этот камень был преподнесен Екатерине Второй шведским королем Густавом III в 1777 году во время его пребывания в Москве. Императрица слыла большой любительницей минералов и имела не одну коллекцию великолепных образцов.

В экспозиции, относящейся к XVIII—XIX векам, есть и немало других оригинальных украшений. Например, бант от склаважа: эти миниатюрные колье, плотно охватывающие шею, вошли в моду в начале 60-х годов XVIII века. При изготовлении этого банта из золота и серебра было использовано 289 бриллиантов и 21 розовая шпинель. Необычно выглядит и портбукет — корсажное украшение платья, которое одновременно служило миниатюрной вазочкой для живых цветов. Для его создания потребовалось 96 г золота, 64 г серебра и 411 бриллиантов.

Отдельный раздел выставки — орденские знаки. Здесь в первую очередь представляет интерес знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного, изготовленный в 1795–1799 годах. Большая бриллиантовая цепь ордена (ее длина — 148 см) была выполнена мастером Ж.-Ж. Дюком для коронования императора Павла I. Вместе с крестом — орденским знаком — она являлась необходимым атрибутом церемонии коронации российских императоров. Также на выставке можно увидеть нагрудный знак с портретом Петра I. Он выполнен из золота и серебра и украшен 61 алмазом. Подобные знаки с изображением монарха впервые появились именно в эпоху царя-реформатора: они назывались «портретами» или «персонами» и приравнивались к высшим российским орденам. Император лично жаловал портреты своим ближайшим сподвижникам и полководцам, отличившимся в сражениях. В коллекции Алмазного фонда есть и орден «Золотое руно», который, вероятно, был в свое время преподнесен испанским двором. Он представляет собой бант, выложенный пятью крупными, совершенно прозрачными топазами, под ним — руно, овечья шкура, выполненная из золота и украшенная бриллиантами (215 шт.).

Рассказать обо всей коллекции фонда в одном материале довольно сложно. Помимо уже упомянутых произведений ювелирного искусства, здесь есть еще множество экспонатов, которые относятся не только к этим, но и к другим разделам выставки. Так, в разделе «Алмазы российских месторождений» можно увидеть знаменитый алмаз «Валентина Терешкова», весом в 51 карат, найденный в Якутии в 1963 году, а в группе «Редкие ювелирные и поделочные камни» — лазурит, весом в 893 г, обнаруженный в 1968 году в районе юго-западной части озера Байкал. Посетители выставки несомненно оценят работы мастеров ювелирного дела второй половины XX века.

В программном продукте «Сокровища Алмазного фонда России» представлены исторические ценности, которые можно увидеть на выставке. В будущем планируется выпуск очередной части диска, где будет подробно рассказано об остальных экспонатах этой уникальной сокровищницы.

Автор – Выпуск подготовила В. Богомолова и А. Марков.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Kremlin-9.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©